Top.Mail.Ru
финансы

России открылся «налоговый космос»

Фото: Коммерсант/Легион-медиа Фото: Коммерсант/Легион-медиа

До конца года мир примет историческое решение: транснациональные компании, такие как Apple и Google, обяжут платить налоги везде, где они получают доход. Российскому бюджету это принесет десятки миллиардов рублей в год, заявил на Московском финансовом форуме замглавы Минфина Алексей Сазанов и добавил: если повезет. Повезет ли, станет ясно, когда будут утверждены ставки глобального налога на международные корпорации. 

К ноябрю должны быть финализированы положения плана Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по реформированию глобальной налоговой системы. К нему готовы присоединиться свыше 130 стран. План может вступить в силу в 2023 году. Как подчеркнул Сазанов, нововведение поможет бороться с самыми вопиющими инструментами налоговой оптимизации. 

В одиночку налоговую борьбу ни одна страна не вытянет: при закручивании гаек корпорации просто переносят бизнес в другую юрисдикцию. Теперь налоговым гаваням объявили войну: все присоединившиеся к международной конвенции страны возьмут на себя обязательства внедрить модельные правила в национальное законодательство. А тех, кто откажется выходить на белую сторону, предложено включать в черный список.

Встреча для финализации договоренностей намечена на 8 октября, рассказал директор Центра по налоговой политике и администрированию ОЭСР Паскаль Сент-Аман в ходе сессии МФФ «Новые векторы развития налогового регулирования в современном мире». Через неделю после этого документ будет вновь обсуждаться министрами G20, а 31 октября его представят на итоговом саммите ОЭСР. 

Всем по справедливости 

Революционный план ОЭСР состоит из двух компонентов: Pillar-1 и Pillar-2. Первый предусматривает перераспределение налоговой ренты между разными юрисдикциями. После четырех лет обсуждений финансовые власти разных государств договорились, что бизнес должен платить налог в стране, где продает свои товары и услуги пропорционально уровню потребления, даже если физически на этой территории не присутствует. Правило распространяется на все корпорации с оборотом свыше 20 млрд евро, за исключением игроков добывающего сектора. В первую очередь это касается IT-гигантов: Apple, Amazon, Google, Facebook и Microsoft.

Pillar-2 — это реализация идеи глобального минимального налога. Такое решение даст возможность оставить часть прибыли консолидированных групп в странах, где сосредоточены отдельные этапы цепочки создания стоимости. На сегодняшний день речь идет о ставке в размере 15% от международной прибыли корпораций. Под это правило попадают компании с прибылью от 750 млн евро в год. 

«Если материнская компания увидит, что где-то уровень налогообложения ниже 15% в результате налоговой оптимизации, то налоговая администрация материнской компании сможет довести эффективную ставку налогообложения до 15%», — отметил Сазанов, рассказывая, как будут выравниваться условия.  

Переход на «нейтралку» 

Итоговые положения найдут отражение в новой международной конвенции, которая будет ратифицирована в течение 2022 года. Как считает Паскаль Сент-Аман, реформа позволит странам с большими потребительскими рынками получить более 100 млрд евро дополнительного налогового дохода. В числе бенефициаров изменений он назвал и Россию. 

Замминистра финансов Алексей Сазанов прямо поблагодарил разработчиков международного налогового плана за возможность получить доступ к прибыли транснациональных компаний. По его оценке Pillar-1 — это прорыв, сравнимый с полетом человека в космос. 

«Это первая налоговая база, которая будет определяться на наднациональном уровне. Таких прецедентов в истории налогообложения раньше не было», — подчеркнул Сазанов. Перенос центра принятия решений на международный уровень — важнейшее изменение. Как отметил руководитель ФНС Даниил Егоров, правила налогообложения, которое наравне с границами, армией и валютой является элементом суверенитета страны, теперь создаются на наднациональном уровне. По его словам, в мире появляется новая налоговая нейтральность. Он уточнил, что, с точки зрения налоговиков, нейтральность — это отсутствие права выбора другого статуса, другой юрисдикции, другой налоговой базы.  

У бизнеса выбора нет 

Под предлогом того, что большинство предпринимателей против повышения налогов, бизнес вообще не привлекается для обсуждения налоговых новаций. По мнению президента РСПП Александра Шохина, в России даже нет публичной площадки для обсуждения не только налоговых новаций, но даже проектов бюджета. 

Таким образом, бизнесу ничего не остается, кроме как молча следовать новым правилам, посетовал Шохин. Между тем новые правила не отменяют старых проблем, например, необходимости работы по гармонизации существующих налоговых соглашений с другими странами. Сейчас РФ предстоит переподписание соглашений с Мальтой, Кипром и Люксембургом, а также денонсация соглашения с Нидерландами, с которыми не смог договориться даже российский Минфин. При этом Шохин подчеркнул, что Минфин публично объявил о сохранении преференций для компаний, реально инвестирующих в Россию и зарегистрированных в Нидерландах. Аналогичные меры поддержки инвесторов должны, по его мнению, быть предложены и в других юрисдикциях, которые откажутся продлевать соглашения.

Другой участник сессии — партнер PwC Михаил Филинов — сосредоточился на вызовах, которые рождает новый мировой порядок в сфере налогообложения. Главный вопрос — как сделать администрирование новых налогов логичным и выверенным. «Для цифровых компаний информация о продажах на рынках является очень интимной — это value бизнеса. И отдать эти данные нужно всему миру для налоговых проверок», — говорит эксперт. 

Кроме того, возникают вопросы о том, что будет с офшорами, в том числе с курильской зоной, создание которой было анонсировано на прошлой неделе, САРами, льготами, например для ИТ-компаний. Иными словами, как действовать странам, которые благодаря налоговому стимулированию хотят защищать свою экономику?

Найдут ли они отражение в глобальном налоговом плане, а также технические детали и инструментарий — все это станет известно уже до конца года.