Россия без «Арарата» или «Арарат» без России?

05.10.202311:57

На границе в Верхнем Ларсе встали десятки фур с армянским коньяком. Выяснилось, что российские таможенники неожиданно усилили контроль и потребовали провести экспертизу качества алкоголя. По словам перевозчиков, ее результатов придется ждать от недели до месяца. Эксперты связывают происходящие с разладом в отношениях Москвы и Еревана. Ждет ли армянский коньяк судьба грузинских вин — в материале «Компании»

У ФТС возникли вопросы

3 октября министр экономики Армении Ваан Керобян сообщил, что у поставщиков коньяка возникли сложности с провозом алкоголя на границе с РФ. «Армянские грузы простаивают на КПП "Верхний Ларс". У нас есть проблемы», — сказал чиновник.

Торговый атташе посольства Армении в РФ Ваан Акопян уточнил, что на границе скопилось уже порядка 60 фур с коньяком. В каждой машине находится около 20,5 тыс. бутылок по 0,5 литра каждая, а в общей сложности речь идет примерно о 1,2 млн бутылок.

По словам участников рынка, проблемы с въездом начались из-за усиленных проверок качества алкоголя со стороны Федеральной таможенной службы. Сначала таможенники проверяют документы, затем могут отправить продукцию на экспертизу, которая длится от недели до месяца, рассказал один из водителей. По его словам, все это время фуры продолжают ждать на КПП.

Контроль над поставками армянского коньяка усилился еще в марте-апреле 2023 года из-за найденных нарушений и попыток провезти контрафакт, говорил торговый атташе. Это подтвердили в компании Ladoga: простои фур с алкоголем наблюдались в течение всего лета и длились от 30 до 50 дней. Но если раньше таможенники тщательно проверяли конкретных поставщиков, то в последние дни проверки стали более массовыми.

Представитель российского импортера Luding Group сообщил «Компании», что в настоящий момент не испытывает сложностей с поставками продукции из Армении. На другие вопросы издания в пресс-службе не ответили. 

«Это вопрос политический»

Первым на проблемы с поставками в РФ армянского коньяка обратил внимание Telegram-канал «Пьяный мастер». Его автор Денис Пузырев сказал в беседе с «Компанией», что уверен в политической подоплеке вопроса. «Подобная схема "наказания" стран СНГ уже неоднократно испытана Москвой, когда в ответ на некие недружественные действия Россия создает им экономические проблемы, ограничивая или совсем запрещая экспорт наиболее востребованных на российском рынке товаров из этой страны», — считает он.

Под недружественными действиями, вероятно, понимаются шаги Еревана на фоне обострения конфликта в Нагорном Карабахе и ухудшения отношений с Москвой. Армения обвинила находящихся в регионе российских миротворцев в бездействии, отозвала своего постпреда в ОДКБ, провела совместные учения с США и на этой неделе ратифицировала Римский статут Международного уголовного суда. Последнее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков называл «чрезвычайно враждебным» шагом, поскольку этот орган ранее санкционировал арест Владимира Путина.

По мнению политолога Юрия Светова, Россия должна была на это «как-то реагировать».

«Является ли ситуация с грузовиками ответом Москвы, не знаю. Пока немножко мелковато выглядит, но, может быть, это только начало. Просто если мы не отреагируем, если Армения не почувствует на себе последствия, то у нее руки будут развязаны. Мы это видели на примере Грузии, подобные же шаги в итоге привели к войне 2008 года. Мы видим это на примере Украины», — считает он.

РФ не раз реагировала на «недружественные действия» соседей запретами на ввоз отдельных товаров. Так, на фоне конфликта с Украиной из российских магазинов в 2013 году исчезли конфеты Roshen. Пузырев также вспоминает вино из Молдавии и Грузии, почти весь экспорт которых был ориентирован на РФ. Каждый раз, отмечает эксперт, используются санитарные предлоги, несоответствие продукции определенным нормам. По его словам, такие несоответствия при желании можно найти всегда.

«Это очень удобно. С одной стороны, реальные причины всем де-факто понятны, но де-юре ситуация не переносится в политическую плоскость (как это было, например, с запретом ряда продуктов из ЕС, США и других стран). Такие запреты легко вводятся и легко отменяются. Достаточно одного приказа Россельхознадзора», — продолжает он.

Еще один эксперт по алкогольному рынку прямо назвал этот кейс политическим и отказался его комментировать.

Фото: Анна Арешкина / «Компания»

Много ли теряет Россия?

Ежегодно в РФ продается около 140 млн литров коньяка и бренди, из них примерно 90 млн литров — местная продукция, треть которой делают из армянских спиртов, говорил директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. Что касается готового коньяка, то более половины импортных поставок приходится на Армению.

При этом эксперты уверены, что от возможных запретов пострадают прежде всего армянские производители, а для российского рынка критичным такое решение не будет. Например, Ереванский коньячный завод (производит «Арарат») 80% своей продукции экспортирует в РФ. Похожим образом обстоят дела и у других местных компаний.

«Да, "Арарат" в частности и армянские коньяки в целом популярны в России. Но и грузинские вина были популярны, их запретили на несколько лет, и никто не умер. Рынок конкурентен, и если кто-то уходит, то его место тут же займет кто-то другой. Тем более что по коньякам есть понятные варианты — Грузия, Азербайджан, да и в Дагестане производство растет», — говорит Пузырев.

С 1998 года бренд «Арарат» принадлежит французской группе Pernod Ricard (владеет также Chivas Regal, Jameson, Ballantine’s, Absolut и другими брендами), которая ушла из РФ после начала СВО на Украине. На этом фоне появлялись сообщения о том, что и армянский коньяк вскоре исчезнет с российского рынка. Например, в мае 2023 года об этом говорил министр экономики РА.

Слова Керобяна опроверг один из крупных поставщиков алкоголя Luding Group. Исполнительный директор компании Эрнест Хачатурян заверил, что поставки коньяка не прекратятся. «Россию без Ararat и Ararat без России — я такого не вижу», — сказал он.

прочитать весь текст

По словам Дробиза, российским коньяком заменить продукцию из Армении не получится. Франция не подходит из-за дороговизны, а в Грузии сейчас недостаточно большое производство. «Как-то потребитель будет выходить из положения, в целом никто меньше пить не станет. Армянский коньяк, видимо, будет замещаться другим напитком, не коньяком», — добавил он.

Другой вопрос, куда теперь девать армянским производителям такие объемы продукции — около 25–30 миллионов литров в год? Как показала ситуация в Грузии, это тоже несмертельно и способствует перезагрузке местного рынка, считает Пузырев. Он также допускает, что проблемы могут возникнуть и с поставками другой армянской продукции.

«Нынешняя ситуация — пока только сигнал правительству Армении. В конце концов, решений со стороны Россельхоза или Роспотребнадзора не принято. Отношения двух стран действительно находятся в кризисе, но точка невозврата еще не пройдена», — заключил собеседник.