Россия без внешних инвестиций

16.03.202309:07

В прошлом году российская экономика пережила уникальный шок. Геополитический конфликт спровоцировал очень серьезное санкционное давление. С РФ разорвали отношения многие западные инвесторы, поставщики, ушли иностранные компании. Против РФ ввели самое большое число санкций в истории. Но, судя по официальным цифрам, все оказалось менее трагичным, чем могло бы быть. 

Если в начале боевых действий Bloomberg прочил падение ВВП РФ на 11% в 2022 году, то по факту он упал примерно на 2,5% (а по некоторым оценкам, даже меньше). Такой результат подтверждает, что РФ относительно стойко переживает санкции благодаря структуре ее экономики. Во‑первых, это высокий экспорт природных ресурсов, от которого зависят многие страны. Во‑вторых, исторически низкая доля потребления в ВВП, из-за чего падение доходов населения не так уж и сказалось на макроэкономической статистике.

Более того, МВФ прогнозирует рост ВВП РФ на 0,3% в 2023 году. И это вместо ранее ожидаемого спада на 2,3%. Есть ощущение, что их бодрый прогноз не вполне реалистичен. Все-таки разрыв отношений со многими западными странами и частичная изоляция экономики в будущем значимо скажутся на деловой активности. Давайте разбираться по порядку.


Основные проблемы российской экономики

Сейчас я вижу пять основных проблем российской экономики. Начнем с главной. Остальное, по своей сути, следствие или сопутствующий ущерб.

1. Санкции

Во‑первых, из России ушли примерно тысяча иностранных компаний. По подсчетам Йельского университета, 353 компании полностью покинули РФ, 490 компаний покинули с сохранением возможностей для возврата, 166 компаний сокращают некоторые важные бизнес-операции в РФ.

Если вам кажется, что уход зарубежных компаний может оказать положительный эффект на российскую экономику и поддержать отечественного производителя, это является очень наивным заблуждением. Из России ушли многие компании, которые обеспечивали конкуренцию, привносили новые, более эффективные практики на рынок. И может, в первом приближении их уход даст российским производителям глоток свежего воздуха. Но в будущем без высокоэффективных иностранных компаний в РФ будет намного менее жесткая конкуренция. А значит, инновации будут происходить реже, развитие будет менее стремительным. Без этого долгосрочный экономический рост будет затруднителен, а отставание от развитого мира может даже начать расти. Такой риск есть, и его необходимо осознавать.

Во‑вторых, на фоне санкций упал импорт в Россию. Это является частичным следствием первого пункта. По итогам прошлого года он просел на 9%. И это головная боль не всей экономики, а только потребителей и компаний, инвестирующих в зарубежные средства производства, ПО и т. д.

Согласитесь, ситуация на полках в магазинах выглядит хуже, чем официальные цифры по ВВП. В прошлом году последствия не были так глобальны. У многих были запасы. Сейчас импорт начали налаживать. Но в долгосрочной перспективе это все равно не «сказка». Параллельный импорт дороже обходится. А переориентация на импорт из других стран может сулить снижение качества.

В‑третьих, теперь экспорт из РФ стал снижаться. Самый большой удар по экспорту — это санкции от ЕС на российские нефть и газ. Если в I квартале 2022 года рост экспорта составлял 60% (г/г), то в IV квартале экспорт уже упал на 15% (г/г). Это означает не только снижение доходов компаний, но и снижение доходов государства. В первую очередь именно падение экспорта лишает РФ свободных средств, которые можно было бы направить на противостояние кризису. 

2. Дефицит бюджета на ближайшие годы

Государственный бюджет на ближайшие три года сверстан с дефицитом. В 2023 году дефицит ожидается на уровне 2,9 трлн рублей (это 2% ВВП), в 2024 году — 2,2 трлн рублей (1,4% ВВП), в 2025‑м — 1,3 трлн рублей (0,7% ВВП).

Таким образом, бюджету нужны новые источники денег. Объем ФНБ сейчас составляет в районе 10,8 трлн рублей. Одним ФНБ сыт не будешь, ведь дефицит может быть совсем не 2,9 трлн рублей, как прогнозирует Минфин, а раза в 2 больше. Тем более что по предварительной оценке дефицит федерального бюджета по итогам января уже составил 1,76 трлн рублей. 

3. Миграция специалистов из РФ

Мы не знаем точно, сколько людей покинули РФ после 24 февраля. Судя по данным соседствующих с РФ стран, речь идет о сотнях тысяч человек. Для бизнеса миграция специалистов — это колоссальная неопределенность. 

4. Низкая покупательная способность населения

Санкции привели к снижению доходов людей и к снижению потребления. По данным Росстата, за январь — сентябрь реальные располагаемые доходы населения упали на 1,7% (г/г). По данным «СберИндекса», расходы населения (с поправкой на инфляцию) в декабре упали на 7,5%. Спрос в РФ сейчас однозначно проседает. В результате падает торговля (розничная за январь — ноябрь потеряла 6,2% (г/г), по данным Росстата). Так что нет смысла ждать, что именно спрос станет драйвером роста экономики РФ.

5. Отсутствие инвестиций

Во‑первых, из-за санкций из РФ ушли иностранные инвестиции. Достаточно взглянуть на статистику платежного баланса за первые три квартала 2022 года. Прямые иностранные инвестиции в РФ упали на 9,9% (на $60,4 млрд). Портфельные вложения иностранцев в Россию за январь — сентябрь упали на 28,2% (на $77,2 млрд) в результате снижения котировок и сокращения вложений в российские бумаги. Внешний долг РФ на 1 октября 2022 года составил $434,1 млрд, сократившись на 10% с начала года. Снижение происходило за счет уменьшения объемов долгосрочных кредитов, привлеченных у иностранцев.

Во‑вторых, из-за высокой неопределенности сейчас просели и внутренние инвестиции. Например, капитализация рынка акций на Мосбирже за прошлый год упала на 37% — с 62,55 трлн рублей до 39,69 трлн рублей. И это по большей части обусловлено именно выводом российских денег. Сейчас компаниям намного труднее привлекать инвестиции даже на внутреннем рынке. Более того, в этом году ЦБ может еще и повысить ставку на фоне роста инфляции. А это означает рост процентов по займам, что делает процесс привлечения денег еще более проблематичным.


В общем, рано выдыхать и спокойно ждать экономического восстановления в РФ. Главные проблемы однозначно не решены. Нужно найти драйверы восстановления деловой активности. У этого может быть два источника: потребление и инвестиции.

С потреблением в РФ ситуация сейчас неважная. Нынешнего 9:%カhaобъема пособий и кредитования вряд ли хватит, чтобы воскресить стагнирующий спрос. Сейчас просто необходимы программы, стимулирующие потребление. Решением может быть льготное кредитование. Например, можно выдавать кредиты под залог замороженных активов с выгодной ставкой. И конечно, условия нужны такие, чтобы деньги шли строго в российскую экономику. 

Могут ли инвестиции стать драйвером экономического роста?

Я сейчас вижу три варианта источников инвестиций для РФ.

Во‑первых — это государственные инвестиции. Они однозначно будут. И они заложены в бюджет. Но пока речь не идет о каких-то экстраординарных государственных закупках, которые могут поменять ход событий. А чтобы государственные закупки были достаточного объема, нужны деньги. Одним ФНБ тут не отделаешься. Придется искать новые источники финансирования. В том числе и занимать у населения. А населению нужны стимулы, чтобы покупать ОФЗ. Например, есть опция поднять потолок по ИИС до 5–10 млн рублей, чтобы люди вкладывали деньги без налога. Не время жадничать, господа налоговики.

Помимо государственных, есть второй вариант — частные инвестиции. Если мы хотим получать частные внутренние вложения, надо дать бизнесу стимулы. Тут могут помочь хорошие программы льготного кредитования. Но главным стимулом будет ощущение стабильности. Эх, мечты. Пока, увы, не могу сказать, что инвестиционный климат в РФ соответствует этим запросам.

И третье — иностранные инвестиции. Пока с ними ситуация будет весьма затруднительна. Да, сейчас можно будет наладить параллельный импорт и найти производителей комплектующих, сырья и прочих товаров. Благо производится это все по большей части в дружественных для РФ странах (Азия, Латинская Америка). Но важно понимать, что именно развитые рынки являются основными источниками инноваций (США, Германия, Франция, Япония и т. д.). Даже если России удастся переориентироваться на другие рынки, без инноваций будет непросто. И негативные последствия отсутствия этих инноваций будут ощущаться не сразу, а через несколько лет. 


Вывод?

Несмотря на невероятное санкционное давление, России удалось избежать глубокого падения ВВП за счет экспорта, который поддержал экономический рост и доходы бюджета. Да и импорт постепенно восстанавливается. Но необходимо понимать, что санкции значительно ударили по некоторым отраслям и большая часть проблем не решена. Российская экономика вряд ли прошла свое дно.

Мы прекрасно видим, как снижаются доходы от экспорта из-за санкций, а ведь сейчас это один из основных источников доходов. А как искать новые? Откуда брать деньги на восстановление деловой активности? Это очень творческий вопрос.

Чтобы эти источники давали люди и компании, им для этого нужны стимулы. Стимулов этих пока немного из-за высокой неопределенности. У государства бюджет сверстан с дефицитом на ближайшие три года, так что пока нет оснований полагать, что государство сможет все вытянуть на себе. А внешний мир вряд ли пока готов вкладываться в российскую экономику, уж очень велика неопределенность. Да и риски санкций никуда не делись.

Необходимо оценивать ситуацию объективно — экономику РФ ждет затяжной кризис.

Поэтому сейчас не время для беспочвенного оптимизма и экономии государственных денег. Людям и компаниям нужны стимулы, нужны дешевые кредиты на потребление и инвестиции в российскую экономику. Деньги должны вкладываться туда, где они точно принесут пользу: создадут рабочие места, помогут бизнесам оставаться на плаву.

И тут внешний мир будет играть большую роль. Важно для выхода из кризиса стимулировать международную торговлю и иностранные инвестиции. Для устойчивого экономического роста просто необходимо стимулировать инновации, снижать барьеры входа иностранцев на российский рынок, создавать дружественную и предсказуемую среду, привлекающую торговых партнеров из-за рубежа. Жизнь в частичной изоляции от развитого мира не может быть точкой роста. Такое возможно лишь в ограниченных экономических моделях. Реальность намного более комплексная.


Мнение колумниста может не совпадать с позицией редакции.