«Россия — глухая провинция в криптовалютном мире»
Банк России опубликовал доклад с резкой критикой криптовалюты. Регулятор отметил высокие риски цифровых монет для экономики страны, в частности, для курса рубля. Для ее защиты ЦБ предложил полностью запретить выпуск и оборот криптовалюты, а тех, кто захочет проводить операции с ними — наказывать. Опрошенные «Компанией» эксперты сомневаются, что запрет выйдет на законодательный уровень и отмечают, что обойти его будет легко и трейдерам, и майнерам.
Что предложил ЦБ:
Запретить выпуск, обращение и обмен криптовалюты, в том числе криптобиржами, криптообменниками и P2P платформами.
Запретить финансовым организациям вкладывать в криптовалюты и связанные с ними финансовые инструменты, а также использование российских финансовых посредников и инфраструктуры финрынка для осуществления операций с криптовалютой.
Ввести ответственность за нарушение запрета на использование криптовалюты в качестве средства оплаты товаров и услуг. Регулятор не уточнил, каким может быть наказание.
В ЦБ понимают, что ограничения приведут к перетоку операций с криптовалютой в другие страны «с более лояльным регулятивным режимом». Поэтому регулятор продумал следующие шаги для мониторинга рисков:
Улучшить взаимодействие с зарубежными регуляторами и включить в международное соглашение о обмене информации данные об операциях российских клиентов на криптобиржах.
Наладить получение от иностранных платежных систем данные о совершении покупок криптовалюты россиянами.
Начать обмен данными между Федеральной налоговой службой (ФНС), ЦБ и Росфинмониторингом. В Госдуме уже готовится ко второму чтению законопроект, по которому граждане и компании обяжут сообщать ФНС о получении права распоряжаться криптовалютой и операциях с ней, если за один календарный год сумма поступлений превышает 600 тыс. рублей.
В докладе «Криптовалюты: тренды, риски, меры» отмечено, что ЦБ планирует обсудить запрет с рынком и выяснить, поддерживают ли они запрет использования российской инфраструктуры и посредников для операций с криптовалютами, какие возможные проблемы в связи с этим видят и есть ли необходимость введения еще более жесткого варианта регулирования цифровых денег.
Для чего ЦБ запрещает криптовалюту?
Объем операций россиян с криптовалютами может достигать $5 млрд (более 350 млрд рублей). При этом, по словам председателя комитета Госдумы по финрынку Анатолия Аксакова, инвестиции жителей страны в крипторынок составили 5 трлн рублей ($65,3 млрд). Для сравнения: прирост инвестиций для граждан России в зарубежные ценные бумаги в 2020-м составил 474 млрд рублей, отмечает в докладе регулятор.
При этом инвестиции российских юрлиц в криптовалюты не так значительны, как физических или доверенных лиц. В основном криптовалюты покупают для спекуляций, инвестиций, переводов за рубеж, отмывания и финансирования терроризма, заявил регулятор ссылаясь на собственный опрос банков и платежных систем.
Все это создает для России ряд угроз:
Массовая скупка криптовалют населением России может привести к оттоку капиталу из страны и ослаблению курса рубля.
Популярность криптовалют приводит к перетоку средств из депозитов банков в криптовалюты, поскольку последние могут казаться инвесторам более привлекательным активом по доходности.
Высокая вероятность полной потери вложений частных инвесторов в криптовалюты из-за волатильности, что может сформировать пузырь. Кроме того, инвестированные деньги можно потерять не только из-за скачков цен, но и из-за хакерских атак, а правовая защита криптоактивов довольно слабая.
Использование криптовалют в качестве средства платежа создает риск подрыва денежного обращения и утраты суверенитета нацвалюты.
Переток капитала из традиционной финансовой системы на крипторынок может привести к снижению объемов финансирования реального сектора экономики.
Криптовалюты поддерживают преступную деятельность, поскольку используются для отмывания доходов, наркоторговли, финансирования терроризма. «Несмотря на открытый характер технологии распределенного реестра, на текущий момент не существует подходов, позволяющих деанонимизировать всех участников операций с криптовалютами», — объясняет в докладе регулятор.
Майнинг криптовалют негативно влияет на окружающую среду из-за огромного потребления электроэнергии.
Позднее на пресс-конференции директор департамента финансовой стабильности ЦБ Елизавета Данилова не исключила, что криптовалюты в будущем смогут попасть под регуляторные запреты по всему миру, что снизит их цену. «Честно скажу, многие регуляторы озабочены тем, что более активно граждане вкладываются в криптовалюты, в первую очередь необеспеченные», — заявила Данилова.
Кто поддерживает позицию ЦБ?
По словам председателя комитета Госдумы по финрынку Анатолия Аксакова, власти обсуждают два противоположных подхода к регулированию криптовалют в России — от абсолютного запрета до легализации криптобирж и обменников.
В декабре в Госдуме прошло первое заседание рабочей группы по регулированию криптовалют. Forbes со ссылкой на участников писал, что ЦБ с жесткой позицией оказался в меньшинстве. Замдиректора Росфинмониторинга Герман Негляда на заседании предлагал разрешить оборот криптовалюты, но жестко контролировать все финансовые потоки из нее в традиционные финансы. По словам замминистра финансов Алексея Моисеева, полностью запрещать криптовалюту поздно, поэтому есть смысл ограничить ее для непрофессиональных инвесторов.
При этом решение о запрете криптовалюты регулятором стало результатом лоббирования ФСБ, писал Bloomberg. Спецслужба убеждена, что полное ограничение операций с криптовалютами лишит граждан доступа к финансированию оппозиции и СМИ-иноагентов.
Зачем был нужен закон о цифровых финансовых активах?
Вступивший в силу 1 января 2021 года закон легализует криптовалюту, запрещая ее использовании в России для оплаты товаров и услуг. Документ разрешает компаниям выпускать собственные токены и вводит уголовное наказание для владельцев криптовалют, не отчитавшихся ФНС об операциях с цифровыми деньгами на сумму от 45 млн рублей и выше.
В случае введения запрета на криптовалюты закон о цифровых активах выглядит бессмысленно. Однако он оказался необходим только для базы, тестирования и дальнейшего введения цифрового рубля, считает криптоэксперт Евгений Каминский. Аналогичное мнение высказал руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов. «Для широкого круга людей криптовалюты — это биткоин и прочие монеты, на скачках курса которых можно заработать или потерять», — объяснил он. Для государства криптоденьги — это, прежде всего национальная валюта, хождение которой можно отследить.
Что будет с крипторынком в России?
«Мы открыты к диалогу и обсуждению защиты интересов добропорядочных российских пользователей криптовалют», — заявил представитель крупнейшей криптобиржи Binance. Он надеется, что публикация доклада станет началом диалога между ЦБ и представителями криптовалютного рынка.
Единственным последствием для криптобирж в случае запрета может стать закрытие представительств в России, отмечает источник «Компании» в сфере кибербезопасности. Однако, по его словам, это не нанесет урон трейдерам, специализирующимся на криптовалюте, поскольку те уже торгуют на биржах, запрещенных в России. Более того, такие трейдеры используют специальных торговых роботов, работающих на виртуальных выделенных серверах. «Они могут поставить прокси и все. Вот если бы биржи запретили регистрацию гражданам России, было бы хуже», — добавил собеседник «Компании».
Теневой бизнес тоже никак не пострадает, отметил он. «Никто не мешает использовать прокси, VPN, DEX-сервисы и другие способы обхода блокировок. Этот запрет всего лишь суета», — объяснил источник.
Опрошенные «Компанией» эксперты сходятся в том, что ограничения ЦБ не коснутся добытчиков криптовалют. «На сегменте майнинга этот запрет может вообще не отразиться, представитель ЦБ уже говорил в прошлом году, что инфраструктура майнинговых ферм находится вне компетенций Центробанка», — отметил директор BitRiver AG Роман Забуга. Он допустил, что запрет может отразиться на работе частных майнеров, которые будут добывать монеты и сразу же продавать, чтобы уложиться в лимит 600 тыс. рублей. «Но они и так по этой схеме работают», — добавил эксперт. Забуга уточнил, что промышленный майнинг ограничений не почувствует. «Даже если у майнинговой компании есть на балансе оборудование для добычи, то они смогут создать компанию в иностранной юрисдикции и перевести оборудование на ее баланс», — объяснил директор BitRiver.
За неделю до публикации ЦБ доклада TCS Group Олега Тинькова* приобрела долю в швейцарском криптосервисе в Aximetria. Однако эксперты сомневаются, что ограничения отразятся на компании. «Я думаю, что коллеги изначально закладывали в свою бизнес-модель риски изменения законодательства», — сказал в разговоре с Компанией» Ульянов. С ним согласен и Евгений Каминский. По его словам, у TCS Group не будет проблем, потому что компания не планировала развивать на российском рынке развивать покупку и продажу крипты. «Это стратегическая покупка для международной экспансии», — уточнил эксперт.
Он считает, что полный запрет криптовалют— «совершенно бессмысленный и неправильный шаг», следует разобраться и научиться на них зарабатывать, как это делают во многих странах. «Регуляторную механику никто не озвучивал, поэтому это тянет на популистские высказывания», — добавил Каминский. Он отметил, что на международный рынок запрет не повлияет, потому что пока ЦБ не запрещает владение криптовалютой.
Полного запрета на криптовалюты, скорее всего, не будет, это было бы обнулением всего, что в России сделано для развития крипторынка с 2017 года, считает Забуга. Он допустил, что власти введут порог вхождения на рынок для неквалифицированных инвесторов в 600 тысяч рублей, чтобы оградить «хомячков» от потерь.
Финансовые власти демонстрируют непонимание места и роли криптовалют в экономике, потому что у Центробанка нет возможности контролировать все сделки на этом рынке, заявил президент Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ) Юрий Припачкин. По его словам, запрет все же будет, но международный рынок его не почувствует, поскольку «Россия — глухая провинция в криптовалютном мире», которая «может превратиться в аул».
* признан в России иноагентом.