Россия — Индия: игра в одни ворота?

Индия — не просто крупная, а одна из крупнейших экономик мира. По объему ВВП она входит в тройку лидеров после Китая и США. Казалось бы, с учетом ее экономического потенциала и географической близости к России Индии должно принадлежать одно из первых мест во внешней торговле РФ. Однако до недавнего времени страна не входила даже в первую десятку торговых партнеров России. Все изменилось в прошлом году, после резкого разворота России на Восток. Но сразу же бросился в глаза очень сильный дисбаланс между импортом и экспортом. Индия с удовольствием покупает у России нефть с большим дисконтом, но не торопится продавать необходимые товары в обход санкций Запада.  


Если оценивать валовой внутренний продукт (ВВП) Индии по паритету покупательной способности (ППС) индийской рупии к доллару США, то в 2021 году он составил, по данным Всемирного банка, $10,219 млрд. Это третье место в мировом рейтинге стран по показателю реального ВВП (т. е. измеренного по ППС). На первом месте находится КНР с долей в мировом ВВП, равной 18,56%, на втором — США с 15,69%, а далее следует Индия с 6,95%. За Индией следуют: Япония (3,82%), Германия (3,33%), Российская Федерация (3,07%).

В 2020 году в общем товарообороте России с другими странами на долю Индии пришлось лишь 1,63%. Это 16-е место в списке торговых партнеров РФ. В российском экспорте в 2020 году на Индию пришлось 1,72% (15-е место), в российском импорте — 1,49% (16-е место).

Существенные подвижки в географической структуре внешней торговли Российской Федерации начались в прошлом году в связи с событиями в Украине и санкциями коллективного Запада. Как следствие — Россия переориентировалась на восточное направление, что сразу же выразилось в значительном росте товарооборота России с КНР и Индией. Точную картину происходящих изменений составить пока сложно, так как Федеральная таможенная служба России (ФТС) через неделю после начала специальной военной операции (СВО) в Украине закрыла значительную часть своей статистики. Поэтому приходится пользоваться «отраженным светом», т. е. таможенной статистикой стран — торговых партнеров России.

Впрочем, по итогам 2021 года внешнеторговая статистика ФТС была опубликована еще до начала СВО. По интересующей нас Индии картина была такая: товарооборот России с этой страной составил $13,5 млрд (прирост на 46,5% по сравнению с 2020 годом). В рейтинге торговых партнеров Индия поднялась с 16-го на 14-е место. Кстати, для Индии Россия была еще менее значимым партнером. Она была лишь на 25-м месте среди торговых партнеров Индии. По данным ФТС, российский экспорт в Индию составил $9,1 млрд, импорт из Индии — $4,4 млрд.

Что сразу бросается в глаза — это несбалансированность двусторонней торговли: российский экспорт в Индию в два с лишним раза превысил российский импорт из Индии. Впрочем, она была свойственна российско-индийской торговле и до СВО.

В структуре экспорта России в Индию в 2021 году основная доля поставок пришлась на минеральные продукты — 31,87%, машины, оборудование и транспортные средства — 19,88%, драгоценные металлы и камни — 18,44%.

В структуре импорта России из Индии в 2021 году основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров: продукция химической промышленности — 31,70%, машины, оборудование и транспортные средства — 29,94%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье — 16,34%. В прошлом году, несмотря на давление Вашингтона, Лондона и Брюсселя на Нью-Дели (новая столица Индии) с требованием подключиться к антироссийским санкциям, Индия к коллективному Западу не присоединилась. Это вполне соответствует тому курсу, который Индия проводит уже 75 лет с того времени, когда обрела независимость от Великобритании (это произошло в 1947 году). Тогда Индия выбрала стратегию неприсоединения к каким-либо военно-политическим союзам и поддержания добрососедских экономических отношений с ключевыми партнерами. Так, Нью-Дели частично компенсировал Москве те потери, которые Россия стала нести из-за санкционных ограничений и запретов недружественных государств.

Полной картины по российско-индийской торговле за прошлый год до сих пор нет. Но есть частичная картина, озвученная информационным агентством Reuters со ссылкой на таможенные службы Индии. С января по август 2022 года товарооборот между Россией и Индией вырос на месячной основе на 130%, а за весь восьмимесячный период достиг $17 млрд. За аналогичный период прошлого года этот показатель составлял $3,2 млрд. Примечательно, что из $17 млрд товарооборота $16 млрд пришлось на российский экспорт в Индию и около $1 млрд — на импорт из Индии.

Импорт на годовой основе даже несколько сократился: в первые восемь месяцев 2021 года он составил $1,32 млрд, а за этот же период 2022 года — $992,7 млн. Рекордный прирост общего товарооборота был достигнут за счет взлета российского экспорта — почти в 8,5 раза.

Причиной столь резкого роста экспорта стали поставки в Индию российской нефти. Благодаря большим скидкам Нью-Дели, как следует из данных Reuters, в четыре раза увеличил закупки нефти из РФ. Москва потеснила Эр-Рияд и Багдад, став крупнейшим экспортером черного золота в Индию (22% от всего индийского импорта, или 4,03 млн тонн). А вот еще дополнительная картинка по нефтяному импорту Индии. Британская аналитическая компания Vortexa опубликовала данные о поставках сырой нефти в Индию в ноябре 2022 года из отдельных стран (тыс. баррелей в сутки): Россия — 909,4; Ирак — 861,4; Саудовская Аравия — 570,9; США — 405,5. А Reuters дополнила картинку британских аналитиков еще некоторыми цифрами. В ноябре Индия закупила около 40% всех экспортных объемов российской нефти сорта Urals, перевозимых по морю. На европейские страны остались 25% от общего объема, на долю Турции — 15% и КНР — 5%. Индия стремительно превращается в главного нефтяного клиента России!

Конечно, Москву не может не волновать проблема несбалансированности двусторонней торговли. Индийские экспортеры в первые месяцы после начала антироссийской санкционной войны проявили осторожность и приостановили многие поставки в Россию, опасаясь вторичных санкций. Постепенно экспорт был запущен посредством новых логистических цепочек, которые позволяли уйти от вторичных санкций. Кстати, в этом смысле Индии уйти от вторичных санкций проще, чем Китаю. Дело в том, что в КНР торговлей с РФ в основном занимались до последнего времени преимущественно крупные и сверхкрупные компании, у которых бóльшая часть коммерческих интересов находится на Западе, а не в России. У Индии торговлей с Россией занимались преимущественно компании среднего размера, которые априори слабо уязвимы для вторичных санкций Запада. Москва сделала ставку на Нью-Дели как канал поставок нескольких сотен товаров, которые Россия не может покупать из-за введенных против нее санкций. Этот вопрос стал одним из главных на встрече в Москве 8 ноября министров иностранных дел РФ и Индии Сергея Лаврова и Субраманьяма Джайшанкара, посвященной торгово-экономическому сотрудничеству двух стран.

На встрече была подтверждена заинтересованность сторон в запуске международного транспортного коридора «Север — Юг», восточного морского коридора «Ченнаи — Владивосток» и реализации ряда других логистических проектов, способных облегчить двустороннюю торговлю. Учитывая особую заинтересованность Индии в российских углеводородах, индийский министр подтвердил желание инвесторов из его страны участвовать в проектах по их добыче, в том числе на Дальнем Востоке и на арктическом шельфе Российской Федерации.

Министры констатировали эффективное взаимодействие в сфере «мирного атома», успешное возведение в Индии атомной электростанции «Куданкулам». Готовятся новые проекты АЭС, в строительстве которых будет участвовать Росатом. Уже многие годы Москва и Нью-Дели поддерживают и развивают военно-техническое сотрудничество, которое стороны не очень афишируют, но которое очень раздражает Запад, пытающийся затянуть Индию в сети НАТО. «Придаем большое значение освоению космоса по таким направлениям, как спутниковая навигация, космическая наука, пилотируемые программы», — добавил Лавров.

Военно-техническое сотрудничество Индии и России раздражает коллективный Запад. Фото: Embassy of India, Moscow (RUSSIA)

По словам индийского министра, Нью-Дели не меньше Москвы обеспокоен дисбалансом в двусторонней торговле. «Я сообщил российской стороне, как решить проблемы, которые стоят на пути индийского экспорта и его расширения», — отметил Джайшанкар. Индийский министр иностранных дел также провел встречу с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым и заявил, что Нью-Дели готов начать поставки запчастей, необходимых для российских поездов, автомобилей и самолетов. Что будет способствовать восстановлению баланса взаимной торговли.

На обеих встречах индийского министра в Москве прозвучала цифра: стороны в ближайшее время рассчитывают удвоить товарооборот (правда, не было сказано, к какому времени). Если за базу брать 2021 год, то получается, что торговый оборот между Россией и Индией должен вырасти до $27 млрд. Но судя по некоторым признакам, этот рубеж уже преодолен.

ФТС, как я отметил, с марта прошлого года не раскрывает статистику по внешней торговле. Но иногда допускает плановые «утечки информации». В конце прошлого года в Москве проходил XIII форум «Бизнес-диалог Россия — Индия». Выступавший на нем заместитель руководителя Федеральной таможенной службы России Владимир Ивин сообщил, что, по предварительным данным, в 2022 году торговый оборот между Россией и Индией превысит $30 млрд и станет рекордным.

Также чиновники ФТС сообщали, что по итогам 2022 года торговля России с некоторыми дружественными странами должна значительно вырасти. По их данным, торговля с КНР вырастет на 30%, а с Ираном — на 20%. Но рекордсменом должна стать именно Индия. ФТС обещала, что торговля с Индией вырастет в 2,5 раза. А это заметно больше $30 млрд. Кстати, по данным индийского Минпромторга, Россия с 25-го места в списке торговых партнеров Индии (2021 год) переместилась по итогам 2022 года на 7-е. Но несмотря на заметное движение навстречу друг другу, преодоление этого дисбаланса импорта/экспорта потребует годы напряженного труда.

Еще одна серьезная проблема — фантастические дисконты, которые российские экспортеры нефти предоставляли индийским покупателям (до 30, а иногда и до 40% по отношению к рыночной цене). Да, был острый момент, когда российским экспортерам приходилось поставлять нефть в Индию чуть ли не в убыток себе (а некоторые эксперты утверждают, что точно в убыток). Индийские друзья уже привыкли к избыточно дешевой нефти, а вот российские поставщики уже не могут дальше работать на грани фола.

Еще одна проблема — валюта расчетов по торговле. До сих пор в расчетах по российско-индийской торговле преобладали доллары и евро. И Москва, и Нью-Дели хорошо понимают, что от этих «токсичных» валют надо отходить. Наблюдаются первые шаги по переходу в расчетах на национальные валюты — российские рубли и индийские рупии. Но это валюты, мягко выражаясь, очень волатильные, к тому же с ограниченной конвертируемостью. Уже открываются счета в индийских рупиях для участников российско-индийской торговли как в российских, так и индийских банках. Не знаю, как индийские партнеры относятся к российским рублям, но вот российские партнеры относятся к индийским рупиям с большой настороженностью. А как же иначе? Ведь за последние два года рупия потеряла свыше 25% по отношению к российскому рублю и 10% — к американскому доллару.

Впрочем, у российского рубля и индийской рупии имеется такое неоспоримое преимущество, как защищенность участников сделок от санкций коллективного Запада. И минусы национальных валют могут быть компенсированы таким плюсом, как наращивание индийского экспорта в Россию (индийские экспортеры не будут опасаться вторичных санкций). А если мы доживем до такого счастливого времени, когда российско-индийская торговля станет сбалансированной, тогда можно подумать о следующем шаге — переходе на расчеты с помощью валютного клиринга.