Россия меняет трубы на танкеры: поставки СПГ в ЕС выросли в полтора раза
С начала года экспорт российского сжиженного природного газа (СПГ) в Европу увеличился в полтора раза. СПГ стал источником замещения на фоне снижения трубопроводных поставок. От них, по мнению части аналитиков, отказываться пока не стоит. Полноценному переходу на сжиженный газ мешают санкции, отрезавшие России доступ к западным технологиям и оборудованию, доля которых составляет порядка 70%. По словам экспертов, успех будущих СПГ-проектов будет зависеть от скорости импортозамещения.
Евросоюз за девять месяцев этого года нарастил импорт российского СПГ на 50%, до 15 млрд кубометров, заявил представитель Еврокомиссии (ЕК) Тим Макфи 14 октября. По его данным, в 2021 году ЕС импортировал всего около 53 млрд кубометров СПГ, а в 2022-м — почти 88 млрд кубометров. В прошлом году доля России от общего импорта СПГ составила 20% — ЕС импортировал 10 млрд кубометров. В 2022-м доля РФ снизилась (17%), однако поставки СПГ выросли до 15 млрд кубометров, отметил Макфи.
По сведениям ЕК, до начала военных действий на Украине российские поставки СПГ составляли около 40% потребления газа в ЕС, а сейчас — 7,5%. Так, поставки «Газпрома» упали примерно с 350 млн кубометров в сутки в начале года до порядка 70 млн кубометров в сутки сейчас.
В «Новатэке» утверждают, что за девять месяцев 2022 года продажа СПГ на международных рынках увеличилась лишь на 0,2%, до 5,99 млрд кубометров, однако в третьем квартале рост составил сразу 12,9%, почти до 2 млрд кубометров. В своей отчетности «Новатэк» учитывает только 60% СПГ, который производит его основной проект «Ямал СПГ». Остальные 40% приходятся на его партнеров по проекту — китайскую CNPC и французскую Total. Однако и этот газ, судя по данным ЕК, тоже в основном направляется в ЕС.
«Новатэк» продолжает принимать валюту за поставки СПГ в ЕС. По словам главы компании Леонида Михельсона, сейчас ситуация с расчетами улучшилась. «Как-то наладилось сейчас с платежами за газ в Европе. Буквально во Владивостоке мы встречались, платежи ходили, но были задержки все время. Сейчас, наверное, зима ближе стала», — объяснял он.
В сентябре Михельсон рассказал о развороте поставок «Новатэка» на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, поскольку работа с Европой становится труднее. «Покупатель платит, а банки не перечисляют, тормозят. Каждый платеж финансисты пробивают через какие-то другие банки», — говорил он.
«Ахиллесова пята Европы»
Россия начала сокращать поставки трубопроводного газа в Европу еще с начала боевых действий на Украине: если в четвертом квартале 2021 года среднесуточный объем поставок составлял 366 млн кубометров, то в первом квартале 2022-го показатель снизился до 304 млн кубометров в сутки. Ко второму и третьему кварталам он упал до 242 млн и 112 млн кубометров в сутки соответственно, следует из данных Европейской сети операторов газотранспортных систем (ENTSOG).
«Газпром», в частности, за девять месяцев этого года снизил экспорт газа по трубам в дальнее зарубежье на 40,4%, до 86,9 млрд кубометров. Компания хочет сохранить фокус на трубопроводном экспорте, поэтому сейчас постепенно переориентируется на Китай — растет экспорт через «Силу Сибири— 1», а в будущем планируется реализация «Силы Сибири — 2» и поставки через «дальневосточный маршрут». Однако экспорт в Китай может достичь хотя бы 100 млрд кубометров не ранее начала следующего десятилетия, уверен аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.
Источником замещения трубопроводного экспорта в Европу стал СПГ. Основную его часть за вычетом Китая Россия поставляет в Японию, Францию и Испанию, утверждает Bloomberg со ссылкой на собственные расчеты, основанные на данных отслеживания танкеров. По данным агентства, Испания, шестой по величине покупатель СПГ в мире, в этом году завезла из России «рекордный объем» СПГ, Бельгия «вот-вот побьет рекорд» по купленному у РФ природному газу, а Франция за девять месяцев 2022 года приобрела примерно на 6% СПГ больше, чем за весь 2021 год.
«Россия с началом военных действий на Украине смогла вывести экспорт природного газа на исторический уровень. Это говорит о том, что РФ по-прежнему целится в ахиллесову пяту Европы и Северо-Восточной Азии — их зависимость от СПГ»
— Bloomberg
Вопреки санкциям
Сейчас в РФ, по словам вице-премьера Александра Новака, производится 30 млн тонн СПГ. Согласно программе российского правительства, к 2035 году показатель должен был увеличиться до 120–140 млн тонн, однако позже прогноз был пересмотрен и цель по производству сократили до 80–120 млн тонн СПГ.
Цели программы выглядят, по мнению Кауфмана, «излишне оптимистично». «Если работа по импортозамещению будет достаточно успешной, то более реалистично выглядит доля в 13–15% к указанному сроку», — считает аналитик. Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков полагает, что прогноз вполне достижим, но при условии, если все необходимые технологии будут отработаны в срок, до середины 20-х годов.
Отрасль СПГ попала под санкции еще в апреле. ЕС в рамках пятого пакета ввел прямой запрет на поставку в Россию оборудования для сжижения. Речь шла о продаже, поставке, передаче или экспорте в РФ напрямую или косвенно товаров и технологий, необходимых для производства СПГ. И именно санкции на поставку этого оборудования — ключевое препятствие для роста производства СПГ в России, отмечает Кауфман из «Финама».
Сейчас доля импортного оборудования в российских СПГ-проектах составляет порядка 70%, говорит Танурков. Он добавил, что отечественное оборудование используется в основном в малотоннажных и среднетоннажных проектах, однако для увеличения производства СПГ в первую очередь важно развитие крупнотоннажного производства. При этом не стоит рассчитывать на импорт оборудования для последнего в Китае — в этой стране оно не выпускается, предупредил аналитик.
На текущий момент у России есть разработанная «Новатэком» технология «Арктический каскад», которая пока дорабатывается. Построенная по этой технологии четвертая линия «Ямал-СПГ» была запущена в 2021 году, но, по словам Тануркова, работала на тот момент нестабильно. Однако четвертую линию стоит все же рассматривать как среднетоннажное производство, добавил эксперт. По его словам, отработка технологий для СПГ-проектов идет «достаточно активно». «Их успешность преимущественно будет зависеть от скорости импортозамещения», — обавляет Кауфман.
Так, «Росатом» в прошлом году запустил в Санкт-Петербурге стенд для тестирования оборудования для средне- и крупнотоннажных заводов СПГ (единственный в Европе и третий в мире подобный стенд). Также государство выделяет средства для проведения НИОКР по СПГ- оборудованию. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, в 2022-м на это выделят 3 млрд рублей, тогда как общие затраты на НИОКР потребуют дополнительно 15 млрд рублей до 2025 года.
Более того, общие объемы производства СПГ в России за последний год удалось поднять за счет повышения мощности завода «Криогаз-Высоцк» «Новатэка», а недавно запустился и СПГ-завод «Газпрома» на компрессорной станции «Портовая». Есть и другие проекты, но в разных стадиях реализации, напоминает Кауфман. Раньше всего в эксплуатацию войдет «Арктик СПГ-2» (первая линия будет запущена в конце 2022-го), тогда как «Обский СПГ», «Якутский СПГ» и проект в Усть-Луге сейчас находятся в самой ранней стадии реализации.
России стоит использовать все возможности для увеличения объемов экспорта, с учетом того что она обладает крупнейшими запасами природного газа в мире, полагает Танурков. Однако не нужно забывать о трубопроводных поставках — пока есть возможность поставлять продукт так, нет смысла полностью заменять его более дорогим производством СПГ, заключил Кауфман.