Россия наращивает поставки стали в Индию
В Индию впервые в новейшей истории хлынул бурным потоком горячекатаный плоский прокат из РФ. С июня ряд местных потребителей заказали порядка 150 тыс. тонн этой продукции, что почти втрое больше, чем за весь 2021 год. Поставщиками выступили «Северсталь» и НЛМК, рассказал журналу «Компания» со ссылкой на свои источники независимый эксперт Леонид Хазанов.
Какие индийские трейдеры выступили покупателями проката, эксперт не уточнил. По его данным, российские металлурги продают сейчас индийцам прокат со скидкой 3 тыс. рупий или $37,6 за тонну при индийских ценах на горячекатаный прокат в 62 тыс. рупий или $776 за тонну. Таким образом, финальная цена проката оказывается на уровне $740 за тонну. При этом в Германии тонна такого проката стоит €810-820 ($825-835).
До сих пор российским металлургам не было особого смысла наращивать экспорт своей продукции в Индию, поскольку в этой стране развита собственная металлургия, а сложная логистика делает подобные поставки малорентабельными. Индийским металлотрейдерам также ранее не было резона покупать много стали из РФ, поскольку, даже с учетом импорта руды и коксующихся углей, ее внутреннее производство обходится дешевле импорта.
В структуре экспорта России в Индию в 2021 году металлы и изделия из них в целом (коды ТН ВЭД 72-83) составили 5,50% от всего объема (в 2020 году было 6,09%). При этом продажи черных металлов составили $120 701 003, или 1,32% от общего экспорта, а изделий из черных металлов — $195 364 781 (2,14% от общего экспорта).
Всего в прошлом году Россия купила у Индии черных металлов и изделий из них на $270 696 271. Это на $45 369 513 меньше, чем Индия приобрела у России, свидетельствует портал «Внешняя торговля России». По словам Леонида Хазанова, в прошлом году российские металлургии завезли в Индию 56 тыс. тонн проката.
Теперь ситуацию, похоже, меняют санкции Запада, из-за которых, по оценке World Steel Association, в январе-апреле 2022 года производство стали в России снизилось на 0,7% до 25,1 миллиона тонн. В июле «Коммерсант» со ссылкой на инсайдеров констатировал, что крупные производители, включая «Северсталь» и ММК, работают в минус.
Весной владелец «Северстали» Алексей Мордашов в письме вице-премьеру РФ Андрею Белоусову заявил о необходимости ежегодно перенаправлять на Восток 4 млн тонн российской стальной продукции. Но под нее на Дальнем Востоке РФ нет портов: 76% морской перевалки там адаптированы под уголь и лишь 1% — под металлы. Кроме того, сильный рубль и высокая стоимость фрахта в Китай делают поставки нерентабельными, а конкуренты из Ирана и Тайваня обвиняют российских металлургов в демпинге из-за 30-процентных скидок покупателям.
20 июля основной владелец НЛМК Владимир Лисин заявил о нерентабельности экспорта стали в Азию. По его словам, закрытие западных рынков, также логистические сложности, дорогой фрахт и профицит стали на азиатском направлении делают экспорт металлургической продукции из России практически бессмысленным.
Но в условиях закрытия западных рынков и низкой емкости внутреннего рынка России азиатские рынки все равно остаются альтернативой закрытию металлургических предприятий. Учитывая все это, поставки в Индию стали возможны только на условиях, когда российская сторона предоставляет покупателям очень существенные скидки, считает Леонид Хазанов.
Таким образом, НЛМК и «Северсталь» явно торгуют себе в убыток. Но деваться им видимо некуда: «Своего флота сухогрузов и контейнеровозов у российских сталеваров нет», — объясняет эксперт.
Сами «Северсталь» и НЛМК на запросы «Компании» не ответили.