Россия отказалась от денег МВФ
ПОСЛЕ РЯДА утечек и слухов правительство наконец открыто объявило, что Россия отказывается заключать годовое соглашение с МВФ. Решение, похоже, было принято еще две недели назад на совещании, в котором участвовали Михаил Касьянов,* Алексей Кудрин, Александр Волошин и Андрей Илларионов,* но первые утечки появились лишь несколько дней спустя. Было бы неправильно говорить, что правительство Касьянова, известное своей изощренной долговой политикой, опрометчиво отказалось от денег МВФ. Просто в правительстве рассчитали, что денег от фонда мы все равно не получим, и решили, что брать в такой ситуации на себя какие-либо обязательства совершенно излишне. МВФ был готов дать России деньги в случае внезапного и серьезного ухудшения платежного баланса. Зимой правительство, считавшее такой поворот событий реальным, было согласно и на это. Теперь же понятно, что евро почти по-прежнему слаб (цены на импортные товары относительно низки), а цены экспортных товаров хотя и упали, но не катастрофически. Так что кредита все равно не было бы.
У отказа от соглашения с фондом есть два значения, оба, скорее всего, символические. Во-первых, правительство наконец признает, что федеральный бюджет может не только существовать, но и проектироваться не на ожидании внешних займов, а исходя из собственных средств. Это политически сильная и экономически оправданная сейчас позиция – сказать, что страна в валютных ресурсах не нуждается. Несмотря на прежние проблемы с невнятной расходной политикой, бюджет сейчас, констатирует только что назначенный замминистра экономразвития Аркадий Дворкович, намного «здоровее», чем 3 – 4 года назад. Вероятно, из этих установок министерство сейчас и готовит прогноз для бюджета-2002. Так что по крайней мере до 2003 года мы свободны от денег и советов МВФ. Что в целом приятно: часть советов фонда просто не очень полезна, а остальные совсем неплохи, но в российском климате в процессе реализации теряют свою общечеловеческую привлекательность. Россия, Турция, Аргентина и другие страны помнят, что пришли к валютным кризисам при непосредственной морально-материальной помощи фонда.
Второй вывод менее приятен правительству: отказавшись от соглашения с МВФ, России придется платить Парижскому клубу. Клуб не пойдет на заключение всеобъемлющей договоренности с должником, чья программа действий не одобрена фондом. Но и здесь с причинами и следствиями все наоборот: соглашение с МВФ не нужно сейчас правительству потому, что даже при его наличии на реструктуризацию внешнего долга нет никаких шансов. Так что отказ от соглашения не более и не менее чем еще одно признание правительства: платить придется полностью по крайней мере еще год.
Сам МВФ, естественно, находится относительно российского демарша в некотором недоумении. Фонд получил очередной удар: его деятельность и так критикуется всеми кому не лень, а администрация Буша пытается финансирование урезать, так тут еще крупнейший должник строптивость проявляет. Пока фонду придется заниматься на российской территории только мониторингом ситуации. Поводом к отказу от соглашения стали три позиции МВФ: мягкое противление фонда плану реструктуризации РАО «ЕЭС», одобренному правительством с подачи Анатолия Чубайса; вопросы, связанные со Сбербанком (международный аудит и демонополизация); и, наконец, требование повысить «прозрачность государственных финансов», связанное с долгом правительства Центробанку.
Возражения фонда против плана Чубайса неизвестны. Требования к Сбербанку гораздо больше волнуют Геращенко, чем Касьянова. Широкая публикация результатов аудита Сбербанка не поможет привлечению частных вкладов, да и демонополизировать рынок частных вкладов МВФ предлагал куда быстрее, чем это планирует сделать правительство. В ЦБ считают, что МВФ здесь более руководствуется интересами иностранных банков, нежели российскими государственными интересами. В правительстве думают иначе, но решили на этот раз не требовать от ЦБ слишком многого. Да и сам Минфин зависит от Сбербанка, обеспечивающего изрядную долю внутренних заимствований, хотя и меньшую, чем в былые годы, но все же весьма ощутимую.
На прошлой неделе Минфин выступил с еще одной важной декларацией: правительство не будет решать проблему внешнего долга за счет заимствований внутри страны, о чем его просила Национальная фондовая ассоциация. Минфин вполне ясно сознает проблемы банков, возникающие из-за отсутствия у них инструментов краткосрочного управления ликвидностью, но решать эти проблемы за свой счет не намерен. Зато все больше представителей Минфина в полуофициальных беседах говорят о возможности скупки долговых обязательств. А большой объем средств, 53,5 млрд руб., который Минфин поместил в ценные бумаги и который не может быть в этом году использован для погашения внешнего долга (дать расшифровку этой статьи чиновники категорически отказываются) намекает, что операции по скупке уже вовсю ведутся. Проведение правительством скупки долгов выгодно банкам: во-первых, цены обязательств повышаются; во-вторых, некоторые избранные и за проведение самой операции выкупа могут комиссионные с правительства взять.
* признан в России иноагентом.
** признан в России иноагентом