Россия приглашает всех на чай: от Монголии до Петербурга протянут «Великий чайный путь»
Россия, КНР и Монголия подписали соглашение о развитии «Великого чайного пути». Путешествующие по этому туристическому маршруту проедут дорогами китайских чаеторговцев, отправлявшихся из Азии в Европу в XVIII веке.
Новый турмаршрут будет проходить через Сибирь, Урал и Поволжье до Москвы и Санкт-Петербурга. О готовности подключиться к проекту уже заявили 18 российских регионов. В его рамках власти намерены развивать как экскурсионный, так и образовательный туризм. Помимо отелей, ресторанов и других мест отдыха, на маршруте будут работать музеи, где туристам расскажут об истории чаеторговли.
У правительства есть все необходимые ресурсы для обеспечения поддержки проекта, говорил ранее замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков. «Мы активно работаем с органами управления в области транспорта, пограничными и таможенными властями, инвестиционными компаниями», — отмечал он.
Вахруков добавил, что все предложения от регионов проанализируют эксперты Минэкономразвития. На их основе до конца этого года разработают дорожную карту нового турмаршрута.
Перспектив много
«Великий чайный путь» действовал около 260 лет — вплоть до 1903 года. Он связывал страны Азии с Европой и сыграл огромную роль в их сближении как на уровне экономики, так и культуры. По мнению экспертов, у нового туристического маршрута есть все шансы повторить успех, пусть и не в тех же масштабах. Полноценно оценить потенциал «Великого чайного пути» можно будет после появления дорожной карты, но уже сейчас можно сказать, что проект такого масштаба точно даст большой толчок для развития регионов, через которые он будет проходить, считает Алексей Кошляков, PR-директор международного сервиса заказа трансферов i’way. Появление маршрута приведет к росту турпотока, дополнительным инвестициям в инфраструктуру и откроет возможности для малого бизнеса, считает он.
Потенциал проекта огромен, но маршрут будет пользоваться спросом, только если создать необходимую инфраструктуру и грамотно выстроить маркетинговую кампанию, говорит также блогер-путешественник, автор проекта «Направления» Дмитрий Лукьянчук. «Это тысячи километров, где могут появиться новые отели, музеи, креативные пространства. Уже сейчас реализуется множество культурно-туристических проектов в Забайкалье, Бурятии, Сибири, которые пока выглядят автономными, но в теории могут быть объединены общим трактом», — добавляет он.
В наше время можно только радоваться любым предложениям, направленным на увеличение взаимных туристических потоков и рост товарооборота, говорит креативный директор и партнер Radar Максим Абушаев. Сама по себе инициатива отличается от предыдущих своей региональной направленностью: до этого весь межгосударственный туризм выстраивался через столичные и крупные города, а сейчас фокус может смениться, отмечает он.
«У русского человека есть встроенное свойство “не ударить в грязь лицом”, поэтому включение в международный маршрут подтянет всех до условного общего стандарта в плане брендинга, качества услуг и их доступности. Кроме этого, со временем сыграет фактор конкуренции, который будет стимулировать развитие индустрии», — считает собеседник.
Кого пригласят на чай
Новый маршрут будет пользоваться спросом среди путешественников, которые интересуются историей и древними культурами, хотят экзотики, но не решаются посетить, например, Индию или страны Африки, отмечает Лукьянчук. «Интерес к истории Китая со стороны россиян, как и со стороны китайцев к России высок. Поэтому этот маршрут, как и несколько веков назад, будет дорогой с двусторонним движением», — говорит он.
Учитывая снятие ковидных ограничений в КНР, можно предположить, что среди китайских туристов маршрут точно не останется незамеченным, считают в i’way. Большой спрос он будет иметь у путешественников из Поднебесной, где весьма популярен познавательный и просветительский туризм.
Кроме того, направление станет интересным для китайских автотуристов, считает главный редактор медиапроекта «Евразийское обозрение» Владимир Бережных. «Уже не первый год караваны из нескольких машин ездят из КНР до Байкала через Маньчжурию, Забайкальск и Читу. В этом году первые две группы поехали туда через Монголию, сократив себе пробег на тысячу с лишним километров. Поэтому с учетом интереса китайцев к Байкалу потенциал таких автотуров огромен», — продолжает он. Сегодня же его реализации мешают отсутствие межправсоглашения по индивидуальным автомобильным поездкам, а также визовый режим между странами.
По словам Кошлякова, новым предложением заинтересуются и многие россияне. Спрос на направление может быть высоким, если на первоначальных этапах путевки по маршруту будут субсидироваться, как это было, например, с госпрограммой 20%-ного кешбэка по внутреннему туризму.
«Если проект получит развитие, то бизнес сам подстроиться под запросы туристов. В одном городе сделают курортную спа-зону, в другом — развлекательную, в третьем будет упор на культурную или гастрономическую составляющую, так, чтобы каждый сегмент мог найти для себя то, что ему по душе», — подчеркивает собеседник.
Как развивается внутренний туризм в России
Внутренний туризм в РФ начал активно развиваться еще в период пандемии, а сейчас появился дополнительный стимул в виде всевозможных ограничений, не позволяющих российским туристам путешествовать по привычным локациям, говорит Лукьянчук. «Люди начинают искать другие направления. Здесь я вижу большой потенциал для развития экзотических направлений. Не только Алтай и Байкал, о которых все и так знают. Это также Якутия, Чукотка, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тыва. У нас все есть, только мало раскручено», — говорит он.
При этом все опрошенные «Компанией» отмечают общую проблему для направлений внутреннего туризма в РФ — слаборазвитую инфраструктуру. «Для взыскательных, привыкших к нормальному европейскому и американскому сервису туристов это серьезный сдерживающий фактор. Цены на туры высокие, а качество низкое», — продолжает Лукьянчук.
Помимо указанных выше направлений, среди российских туристов также популярны Камчатка, Кольский полуостров, Кавказ, Калининград, Казань и другие города и регионы, отмечает Кошляков. «Сейчас мы наблюдаем, как развивается условно “дикий” и экотуризм в стране, строятся глэмпинги, разрабатываются в том числе авторские маршруты», — отмечает эксперт.
Пока прошло не так много времени, чтобы говорить о серьезных достижениях в сфере внутреннего туризма, но тем не менее уже только за один 2022 год он вырос на 10%, добавляет гендиректор коммуникационного агентства PR Partner Инна Анисимова. Если предположить, что такие темпы развития отрасли сохранятся или даже увеличатся, а отношения со странами Азии будут укрепляться, то в следующие несколько лет турпоток может превысить текущие показатели примерно в 1,5–2 раза, продолжает она.
В марте президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Илья Уманский сообщил, что туристический поток по РФ в 2022-м вырос на 17%. Так, в прошлом году россияне совершили более 68 млн поездок по стране. Показатель оказался выше, чем в допандемийном 2019 году.
«Россияне распробовали вкус внутреннего туризма, поняли, что страна большая, есть множество мест, которые они могут посетить. Зачем ехать в Исландию в поисках северного сияния, если можно съездить на Кольский полуостров?» — отмечает Кошляков.