Top.Mail.Ru
архив

Россия – страна, сложная

   - Как работается вашей компании на нынешнем российском рынке?
   - Россия - по-прежнему очень сложная для ведения бизнеса страна. В недавнем прошлом мы были здесь, так сказать, офшорным бизнесом, в том смысле, что практически все наши бизнес-циклы проходили вне территории России, и мы лишь привозили сюда готовую продукцию. Поэтому степень нашей вовлеченности в какие бы то ни было отношения с местными властями и чиновниками была очень невелика. Но с 2007 года мы перестали быть таким офшорным бизнесом и начали активно развивать бизнес в России, и нам сразу пришлось больше общаться с властями, вносить изменения во все процедуры и регламенты. Мы пишем массу бумаг, все время получаем какие-то печати и подписи, и это в самом деле обременительно.
   С началом кризиса российский рынок, безусловно, изменился. В предыдущие годы на нем отмечался значительный рост, который затрагивал без исключения все отрасли. И нам, чтобы обеспечивать очень хорошие уровни продаж и прибыльности, нужно было лишь обеспечивать бесперебойные поставки. Теперь же, во-первых, потребители стали гораздо требовательнее, а во-вторых, очень ощутимо обострилась конкуренция. И чтобы сохранить свои позиции на рынке, мы должны перестраивать работу, стараться быть как можно ближе к потребителю, исходя прежде всего из его нужд.
   Одна из самых серьезных сложностей на сегодняшний день - получение денег от ритейлеров и дистрибьюторов. Дело в том, что, несмотря на кризис, спрос не только сохраняется, но и растет, и мы осуществляем необходимые поставки. Но вот собрать потом с ритейлеров причитающиеся нам деньги - это проблема. Задержки с выплатами составляют от двух недель до месяца, а иногда и больше.
   - Принимаете ли вы какие-то специфические антикризисные меры? Проводите сокращения штатов, например?
   - Понятно, что в краткосрочной перспективе сокращение штатов представляется адекватной мерой оперативного реагирования на сложившиеся обстоятельства. Но тут надо иметь в виду вот что: когда ситуация на рынке начнет выправляться, как тогда у нас получится достаточно быстро адаптироваться к позитивным изменениям? Так что мое личное мнение: предпочтительнее не сокращать людей, а проводить реструктуризацию - и именно это мы сегодня и делаем в нашем бизнесе в России. Хотя все равно и на увольнения нам пришлось пойти, и рекламный бюджет сократить.