Россия. Закрытие
Чиновники выбирают национальное, отказываясь от международного. Если бы в России не было проекта "ГЛОНАСС", его бы срочно придумали сейчас как альтернативу американской системе GPS. Наши чиновники в последний месяц только и соревнуются в изобретательности с точки зрения обретения независимости от Запада.
Национальная платежная система как ответ на блокировку счетов со стороны Visa и MasterCard, а теперь еще и национальное рейтинговое агентство в качестве ответа на снижение рейтинга РФ и отечественных эмитентов со стороны международных рейтинговых агентств. Похоже, что осталось реанимировать проект национальной операционной системы, возродить электронную промышленность, придумать внутренний аналог Интернета и создать национальную перестраховочную компанию.
Двойной стандарт
Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов уже заявил, что в РФ должно появиться независимое от Запада кредитное рейтинговое агентство, не уступающее "большой тройке" (Fitch, S&P и Moody's), "чтобы рейтинги невозможно было бы включать и выключать по решению правительств".
Исторически сложилось, что Россия, как и весь остальной мир, пользуется рейтингами "большой тройки", базирующейся в США. Даже наш Центробанк, принимая решение о выдаче займов, ориентируется на рейтинги "большой тройки". "Мировой финансовый центр сегодня сосредоточен в Америке, - поясняет начальник управления анализа финансовых институтов "РИА Рейтинг" Андрей Манько. - США кредитуют другие страны в соответствии с рейтингами американских агентств. И это их право". "Большая тройка" контролирует свыше 90% глобального рынка, но в последнее время к ней возникает все больше и больше претензий, и не только в России. Авторитет агентств пошатнулся во время финансового кризиса: в 2000-х Fitch, Moody's и S&P присваивали первоклассные рейтинги американским ипотечным облигациям, а они в результате оказались "мусорными". В конце 2013 г. финансовый регулятор Евросоюза объявил результаты расследования степени независимости страновых рейтингов "большой тройки". Тогда прозвучали намеки, что на качество оценок могли влиять личные коммерческие интересы руководства компаний. Так, например, только в 2011 г. S&P лишило правительство США высшего кредитного рейтинга. Это произошло впервые в истории "большой тройки" и после того, как агентства подверглись резкой критике со стороны практически всех развитых стран, рейтинги которых также были снижены. При этом Fitch и Moody's продолжают поддерживать американский рейтинг на максимальной отметке AAA.
В РФ отношение к "большой тройке" тоже добрым назвать нельзя. В январе 2014 г. финансовый директор ВТБ Герберт Моос обвинил Fitch в шантаже. По его утверждению, агентство специально понизило кредитную оценку ВТБ, чтобы вынудить банк заключить с ним контракт. В марте 2014 г. Fitch и S&P ухудшили прогноз по суверенному рейтингу РФ со "стабильного" на "негативный", а Moody's поместило рейтинг на пересмотр с возможным понижением. "Доверие к рейтингам вообще подорвано в течение нескольких последних лет. Очевидными стали их политизированность, есть примеры явно завышенных либо заниженных оценок", - констатирует вице-президент МТС-банка Михаил Яценко. Из-за американских экономических санкций Moody's и S&P отозвали рейтинги банка "Россия" и некоторых других российских компаний, подконтрольных бизнесменам из "проскрипционного" списка. Всего же рейтинги были понижены более чем у 15 российских банков и компаний. Последняя история произошла с "МДМ банком". На прошлой неделе Moody's понизило его рейтинг с Ba3 до B1, "негативный" прогноз сохраняется. Рейтинг приоритетного необеспеченного долга банка в национальной валюте также понижен до B1 с Ba3, рейтинг финансовой устойчивости ухудшен до E+ с D-. "Мы как работали, так и работаем. Снижение рейтинга на нас никак не отразилось, - говорит председатель совета директоров "МДМ банка" Олег Вьюгин. - Рейтинги необходимы для выхода на рынки капитала. Изначально так и замышлялось. И неправильно, что они стали трактоваться как оценка надежности банка".
"Как только США и Европа ввели санкции против РФ, так в этот же момент рейтинговые агентства почему-то поставили на пересмотр суверенный рейтинг РФ и снизили рейтинги отечественных системообразующих банков и корпораций, - говорит генеральный директор "Рус-Рейтинга" Александр Зайцев. - Мы считаем, что сделано это необоснованно и причин на то и повышенных рисков нет. Складывается ощущение, что понижение рейтингов происходит из-за субъективных факторов". "Мы ситуацию видим изнутри и не считаем, что есть предпосылки для снижения рейтингов, - отмечает глава Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков. - Если оценивать экономические факторы, а не политику, то Россия сейчас еще достаточно стабильна".
Посчитанному верить |
В целом инициатива по созданию национального рейтингового агентства - хорошая, если данные рейтингов будут объективными. Но так как никаких гарантий того, что очередное агентство не попадет под влияние политиков, нет, все может превратиться в банальное сведение счетов.
|
|
Кого понизили |
В конце марта 2014 г., после введения первых международных санкций против российских чиновников, S&P, Fitch и Moody's объявили о возможном понижении суверенного рейтинга РФ, а Fitch дало негативный прогноз по рейтингам 15 российских банков и 9 компаний. Moody's поместило в список на пересмотр с возможностью понижения рейтинги приоритетного необеспеченного долга и рейтинги по депозитам Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Россельхозбанка, Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) и Внешэкономбанка. Standard&Poor's понизило прогноз по кредитным рейтингам "Роснано", ВТБ, Газпромбанка, банка "Россия" и их дочерних структур со "стабильного" на "негативный". Снижение прогноза коснулось также "Роснефти", "Транснефти", "Лукойла", РЖД и Федеральной пассажирской компании (ФПК). Fitch понизило до "негативного" рейтинги "Газпрома", "Лукойла", "Газпром нефти", банка "СМП", "Русгидро", РЖД, "Атомэнергопрома", ФСК ЕЭС, компании "Гражданские самолеты Сухого", ФПК. Аналитики агентств объясняют изменение прогнозов аналогичным изменением прогноза по кредитным рейтингам России. 20 марта он был понижен со "стабильного" на "негативный". |
|
Кто есть на рынке |
Реестр аккредитованных в Минфине РФ рейтинговых агентств включает в себя семь компаний. Это филиал компании Fitch Ratings CIS Ltd., представительство корпорации Standard&Poor's International Services, Inc.; ООО "Moody's Восточная Европа"; ООО "Национальное рейтинговое агентство"; ЗАО "Рейтинговое агентство "Анализ, консультации и маркетинг"; ЗАО "Рус-Рейтинг"; ЗАО "Рейтинговое агентство "Эксперт РА". В России действует еще одно рейтинговое агентство - Moody's Interfax Rating Agency. Это совместное предприятие Moody's (51%) и "Интерфакса", но оно не аккредитовано в Министерстве финансов. |
Китайский путь
Заявление Игоря Шувалова о создании национального рейтингового агентства прозвучало вовремя. Сейчас в стране работает четыре рейтинговые компании, но ни одна из них не имеет глобального значения. Даже в России Центробанк не допускает их к работе с пенсионными накоплениями, деньгами Фонда национального благосостояния и другими источниками средств. Впрочем, после первых санкций со стороны США первый зампредседателя Банка России Ксения Юдаева заявила, что ЦБ намерен меньше использовать в работе с банками рейтинги международных рейтинговых агентств, особенно в отношении кредитов под нерыночные активы. По ее словам, ЦБ совместно с группой банков работает над расширением перечня кредитов, предоставляющихся по упрощенной технологии. Другой пример - Московская биржа, планировавшая до конца 2014 г. исключить российские агентства из числа тех, на чьи рейтинги можно ориентироваться при составлении котировальных листов, оставив только рейтинги "большой тройки". Теперь это решение отыграно назад.
"Бывает мечта, а бывает крайняя необходимость. Когда вы поставлены в крайнюю необходимость, это становится реальностью. Этот проект в любом случае нужен, чтобы не было спекуляций о том, что кто-то зависит от восточных стран, а кто-то - от западных. Система не должна быть монополизирована, - заявил Игорь Шувалов. - То, что сейчас происходит с рейтинговыми агентствами, это практически мировая монополия, а любая монополия - это плохо. Будут ли рейтинговые агентства принимать ответственные решения независимо от ситуации на Украине? На это мы не сможем повлиять".
Как будет выглядеть новое рейтинговое агентство? "Речь может идти о локальном агентстве, чтобы оно в интересах государства рейтинговало субъекты РФ, - поясняет Александр Зайцев. - Но ведь уже работающие РА могут этим заниматься".
Игорь Шувалов сослался в своем заявлении на опыт Китая, где формируется новая система с привлечением рейтинговых бюро из других стран. "Если говорить о создании агентства в глобальном масштабе, то, по крайней мере, на бумаге оно уже создано, - отмечает Александр Зайцев. - Его только дальше надо начать продвигать". В 2013 г. китайское рейтинговое агентство Dagong Global Credit, американское Egan-Jones Ratings и российское "Рус-Рейтинг" учредили совместный рейтинговый проект Universal Credit Rating Group (UCRG). Учредители на международной арене известны мало. "Рус-Рейтинг" основано аналитиком CFA Ричардом Хейнсвортом и является старейшим российским РА, однако его доля на рынке не превышает 4%. Хейнсворт стал гендиректором UCRG, а председателем наблюдательного совета избран бывший премьер-министр Франции Доминик де Вильпен. "Идея агентства в том, что в состав его учредителей будут входить не физические лица какой-то страновой принадлежности, как это сделано у "большой тройки", а локальные агентства со всего мира, в первую очередь из стран БРИКС, Азии, Латинской Америки и Африки", - рассказывает Александр Зайцев. Пока неясно, когда новая структура заработает. В начале лета участники UCRG встретятся, чтобы обсудить план дальнейших действий. Хотя глава совета директоров UCRG Гуань Цзяньчжун в 2013 г. говорил, что на создание новой "глобальной системы рейтинговых услуг" уйдет семь лет. "На юго-восточном контуре рейтинговое агентство создавать необходимо, - считает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, - хотя бы для того, чтобы можно было привлекать инвестиции из этого региона".
"Это длительный процесс. И лет через пять можно получить только первые результаты, - отмечает Андрей Манько. - Главный вопрос - это подтверждение рейтинга той или иной компании временем. Требуется исторически проверить качество оценок агентства".
Дорогие долги
Политическая обстановка вокруг Украины и, как следствие, снижение рейтингов уже привели к фактическому закрытию внешних финансовых рынков. Процентные ставки стали непомерно высокими, и многие банки не соглашаются на новые условия, например Сбербанк. Если в мае 2013 г. банк разместил 10-летние субординированные еврооблигации на $1 млрд под 5,25% годовых, в июне - семилетние на $1 млрд под 5,18% годовых, в октябре - на $2 млрд под 5,125% годовых, то в конце февраля 2014 г. ему удалось разместить еврооблигаций на $1 млрд под 5,5%. Но больше он этого делать не будет. В конце марта финансовый директор Сбербанка Александр Морозов сообщил, что внешних заимствований в ближайшее время не планируется, банкиры ждут дальнейшего развития политической ситуации. "Для Сбербанка цена играет решающую роль, мы не торопимся, у нас достаточно ликвидности", - подчеркнул Александр Морозов. Он добавил, что сейчас не самое лучшее время для выпуска еврооблигаций - "слишком неясная ситуация".
Отложил на неопределенное время размещение облигаций ВТБ, и даже Минфин отменил несколько аукционов по размещению гособлигаций из-за слишком высоких ставок. "За последние 2,5 месяца произошел беспрецедентный скачок в процентных ставках по долговым инструментам и облигациям федерального займа, - констатирует старший аналитик инвестиционной компании "Риком-Траст" Владислав Жуковский. - В отдельные дни марта доходность по рублевым гособлигациям со сроком погашения три-пять лет доходила до 10% годовых, а доходность по краткосрочным облигациям превышала величину дохода по долгосрочным. Такой ситуации не было с 2009 г.". "Если в прошлом году доходность по госдолгам составляла в среднем 5,5-6% годовых, то в начале года рублевые 10-летние облигации стоили 8,2-8,4% годовых, а сейчас они торгуются по 9-9,1%", - подтверждает директор управления по рынкам долгового капитала "Уралсиба" Виктор Орехов.
Рынки замерли. Но в негативный сценарий - коллапс российской банковской системы - мало кто верит. "Это радикальное снижение инвестиционного рейтинга, кредитоспособности как России, так и аффилированных с государством банковских институтов, - описывает ситуацию Владислав Жуковский. - Это приведет к тому, что институциональные инвесторы резко начнут избавляться от российских долговых инструментов. Рынок ждет масштабная распродажа".
В этом случае встает вопрос о рефинансировании долгов. "Внешний долг банков и корпораций сегодня превысил рекордные $650 млрд, это больше, чем до кризиса 2008 г., - пишет в своем блоге директор Института энергетической политики Владимир Милов. - Это не покрывается международными резервами ЦБ. Значительная часть долгов - краткосрочная, нужно все время рефинансироваться. Только нашим банкам в этом году, как сказал глава Сбербанка Греф в середине марта на закрытом совещании у Медведева, предстоит выплатить $50-70 млрд долгов". Соответственно дорожают деньги для клиентов банков. И так по кругу, по нарастающей.
К этому стоит добавить, что у банков не все в порядке и в рутинной работе. Только в марте вклады населения из-за опасения санкций по отношению к банкам уменьшились на 2%, а это ни много ни мало почти 340 млрд руб. Отчеты за І квартал Сбербанка свидетельствуют, что депозиты населения "похудели" примерно на 70 млрд руб.
Поддержка избранных
Катастрофы не произойдет, считают опрошенные "Ко" эксперты и банкиры. Да, внешний долг немаленький, но не более 15 банков имеют выпуски еврооблигаций. И среди них преобладают госбанки, у которых существует возможность рефинансироваться. "Источником ликвидности в России является ЦБ. Если он продолжит предоставлять деньги, банки смогут работать вполне нормально", - отмечает Виктор Орехов. Руководитель инвестиционного блока M2M Private Bank Алексей Бабичев считает, что у ЦБ сохранились работающие механизмы, позволяющие бороться с дефицитом ликвидности. "Механизм рефинансирования банков был запущен в 2008 г., и до сих пор он находится в работающем состоянии", - говорит банкир.
Поддержка, пусть и неявная, уже работает. Совсем не случайно пострадавший от американских санкций банк "Россия", владельцем которого называют друга Владимира Путина Юрия Ковальчука, заменит Альфа-банк в роли единой расчетной организации оптового энергорынка. Только на комиссиях банк заработает около 4 млрд руб. в год. Другая история - это аукционы ВЭБа, Минфина и других госструктур по размещению свободных денежных средств, счетов и т.п. Если раньше в них принимали участие банки из Топ-20, то сейчас условия составлены для Топ-8 или даже Топ-6. В некоторых же аукционах, как рассказывают банкиры, могут якобы участвовать только госбанки.
Кстати, именно они уже играют на опережение, пытаясь договориться с правительством и ЦБ о смягчении банковского регулирования и бессрочной пролонгации полученных пять лет назад средств господдержки. Что же касается создания национального рейтингового агентства, то это сыграет на руку всем участникам финансового рынка, а госкомпаниям и корпорациям в первую очередь. Дело в том, что "большая тройка" не может оценивать российские компании выше, чем суверенный рейтинг РФ. Национальные агентства не имеют подобного ограничения.