Россиян взяли на испуг
Наши соотечественники вошли в довольно жесткий режим экономии. Причем включая даже тех, у кого на самом деле вроде бы и нет в этом особой необходимости.
У рядового гражданина и потребителя практически нет иного способа противостоять
кризису, кроме как навесить на свой бумажник амбарный замок и начать экономить
на всем и вся, радикально урезав свои запросы, потребление и соответственно
расходы. Именно так и поступило подавляющее большинство россиян. Как показывают
данные, полученные в ходе онлайнового опроса исследовательской компанией Online
Market Intelligence (OMI), 73% респондентов признают, что в 2009 и 2010 гг. у
них появилась потребность экономить. Корректировать семейные бюджеты не стали
20% опрошенных. Забавно, что 7% участников исследования затруднились ответить на
этот вопрос. Понадеемся: не потому, что бюджет у них отсутствует как таковой, а
потому, что вопроса соразмерности доходов и расходов для них в принципе не
существует. И порадуемся за удачливых соотечественников.
Однако
объективно необходимость меньше тратить возникла далеко не у всех принявших
решение тратить меньше. То есть сокращение реальных доходов не прямо
пропорционально урезанию реальных расходов российских семей. Немалую роль тут
играет психологический фактор, стремление аккумулировать финансовую "подушку
безопасности" - на всякий случай. Другими словами, на сегодняшний день отказ от
покупки или услуги нередко вызывается не столько реальным снижением уровня
покупательной способности отечественного потребителя, сколько его элементарным
испугом и неуверенностью даже в ближайшем будущем. Во всяком случае, когда
организаторы исследования спросили, на сколько именно сократились поступления в
семейный бюджет в 2008 - 2010 гг., выяснилось, что 25% респондентов материально
от мирового финансового кризиса не пострадали вовсе, а 7% - незначительно, то
есть падение их доходов не превысило 10%.
Вывод из такой статистики
(опрошены 1100 человек) простой: маркетологам стоит подумать над видоизменением
своих стратегий, особенно в том, что касается продуктов классов "премиум" и
"средний+".
Таблица 1 КАКУЮ ДОЛЮ ДОХОДА ВЫ ПОТЕРЯЛИ?
ДОЛЯ ДОХОДОВ | ДОЛЯ РЕСПОНДЕНТОВ |
1 - 30% | 31% |
31 - 50% | 20% |
51 - 70% | 10% |
71 - 90% | 4% |
91 - 100% | 2% |
Доход не изменился | 13% |
Доход вырос | 12% |
Затруднились с ответом | 8% |
ИСТОЧНИК: OMI |