Top.Mail.Ru
lifestyle

Россияне рассказали о ценностях, которые приносят им счастье

Фото: Ярослав Чингаев / Агентство «Москва» Фото: Ярослав Чингаев / Агентство «Москва»

В Москве состоялась презентация масштабного исследования, в ходе которого аналитики попытались выяснить, как благополучие и удовлетворенность жизнью связаны с традиционными ценностями. Его провели АНО «Национальные приоритеты» в партнерстве со «СберМаркетингом». 

Идея такого исследования у АНО «Национальные приоритеты» (организация создана для коммуникационного сопровождения национальных проектов России и других стратегических инициатив) родилась в 2020 году. 

«Тогда команда сформулировала собственную миссию — повысить индекс счастья в стране. Первые же исследования — а для нас всегда было важно понимать, как знания о конкретных мерах поддержки влияют на жизнь людей, — показали, что есть зависимость восприятия бренда национальных проектов и уровня удовлетворенностью жизнью. Теперь мы доказали корреляцию между приверженностью традиционным ценностям, которые были зафиксированы в указе президента 2022 года, и ощущением счастья», — подчеркнул заместитель генерального директора АНО «Национальные приоритеты» Михаил Шумаков.

Он отметил, что к полученным данным относится не просто как к интересной статистической информации, это практическое руководство к действию — к формулированию тех конкретных проектов, которые необходимо реализовывать.

Практическую пользу из исследования может извлечь и бизнес.

«В последнее время бизнес, особенно крупный, смещает акцент в исследованиях в сторону изучения потребностей самого человека. Мы переходим от продуктоориентированного подхода к человекоцентриному — начинаем изучать, что нравится самому человеку, что его делает счастливым и повышает степень доверия бренду», — отметил генеральный директор «СберМаркетинга» Станислав Андреев.

Россияне удивили аналитиков доверием

Исследование «Как традиции делают жизнь лучше» разделено на две части. В первой анализируется то, как люди воспринимают традиционные ценности и настолько доверяют друг другу и институтам. Данные были собраны в ходе всероссийского онлайн-опроса, проведенного на площадке VK, с репрезентативной выборкой 1,6 тысячи человек. Причем россиянам удалось несколько раз удивить социологов.

Как показали соцопросы, рейтинг популярных традиционных ценностей возглавляют: 

  • Высокие нравственные идеалы (70%).

  • Гуманизм (69%).

  • Единство народов России (68%).

  • Права и свободы (67%).

  • Историческая память и преемственность поколений (66%).

Неожиданным сами исследователи назвали то, что милосердие заняло лишь 16-ю строчку (важным это считают 21% респондентов). Кроме того, аналитики сделали вывод, что РФ достаточно секулярная страна: 25% опрошенных считают, что религия играет особую роль среди прочих ценностей.

ЦенностиКаждая ценность была описана действием и респондентам предлагался вопрос: «Оцените по шкале от 1 до 5, насколько оправданными могут быть следующие действия?» В таблицах представлены суммы долей ответов «Никогда не может быть оправдано» и «Скорее не может быть оправдано». Источник: «Национальные приоритеты», «СберМарктеинг»

Один из индикаторов ценностей — ответ на вопрос, что люди считают неприемлемым. При диверсификации ответов в соответствии с тем, удовлетворен ли человек жизнью или нет, исследователи установили, что структура ценностей различается.

В топе-5 у обеих групп совпали только три: они не принимают домашнего насилия, жестокости к людям и присвоения чужой собственности. Но оставшиеся две различны. Для более удовлетворенных жизнью неприемлемы расизм или национализм и неуважение к старшим. Менее удовлетворенные жизнью не готовы мириться с нарушением прав человека и незаконным лишением свободы.

Наибольшие «разногласия» между двумя категориями заметны по отношению к таким ценностям, как «историческая память» и «преемственность поколений» (разница в 35 п. п.), «гражданственность и служение Отечеству» и «патриотизм».

Однако даже наличие таких противоречий не раскалывает общество: большинство россиян готово помочь тому, чья жизненная позиция отличается от их собственной. «Скорее нет» на вопрос о готовности к такой помощи отвечают только 17% людей. В то время как глобальный показатель, который измеряет Edelman trust barometer, — 70%. Среди работодателей 66% готовы принять человека, несмотря на разницу в точках зрения (во всем мире — только 20%).

В целом мировой анализ показывает драматическое снижение уровня доверия между людьми в мире, поэтому российские результаты исследователей приятно удивили. 

В РФ в среднем уровень доверия коррелирует с уровнем удовлетворения жизнью: счастливые доверяют и людям, и институтам гораздо больше — 66%; среди тех, кто не удовлетворен жизнью, их всего 27%.

Что объединяет обе группы, так это низкая степень доверия к представителям политических партий, журналистам, НКО и благотворительным организациям. Также россияне меньше, чем в среднем в мире, доверяют бизнесу: 35% против 62%. А доверие государству находится на среднем уровне: мы (52% респондентов доверяют) чуть опережаем США (42%) и Германию (47%), но до Китая (89%) и Индии (76%) еще далеко.

Насколько вы доверяете следующим группам людей?

ЦенностиИсточник: «Национальные приоритеты», «СберМарктеинг»

Исследование о вкусной и счастливой пище

Во второй части исследования «Как традиции делают нашу жизнь лучше» статистически исследуются процессы, связанные с едой. Для этого были опрошены свыше 172 тысяч онлайн-пользователей ресурсов Rambler&Co и клиенты «Сбера».
Социологи исследовали различные аспекты: как респонденты предпочитают принимать пищу, где покупают продукты питания, сколько тратят на это, наконец, какие продуктовые категории ассоциируются со счастье. Ответы соотносились с индексом удовлетворенности жизнью. 

Главный вывод: более счастливыми людей делают частые совместные с близкими трапезы и наличие семьи, особенно детей, вместе с которыми можно сесть за стол. Более удовлетворены жизнью те, кто ест с семьей каждый день, покупает продукты в сетевых супермаркетах и тратит при этом от 500 до двух тысяч рублей в неделю. При этом те, чьи расходы на продукты составляют до 500 рублей в неделю, столь же удовлетворены жизнью, как и те, кто тратит на это свыше 8 тысяч рублей.

Среди продуктовых категорий, вызывающих ощущение счастья (снова сюрприз для исследователей) оказались не кондитерские изделия, выпечка или кофе, а фрукты, мясо, рыба, морепродукты и овощи. Это говорит о том, что, когда семья представляет собой основную ценность для человека, он больше внимания уделяет и здоровому питанию.

Счастье нужно научиться измерять

Счастливыми человека делают здоровье, семья, дети и работа. Таковы данные исследований ВЦИОМ, которые во время презентации исследования АНО «Национальные приоритеты» привел Кирилл Родин, директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ.

Он подчеркнул, что сегодня 83% россиян называют себя счастливыми, но есть нюансы, так как счастье все понимают по-своему. Тем не менее общий уровень удовлетворенностью жизнью растет. «Если в 1990 году “определенно счастлив” говорили про себя только 5% респондентов, то в 2023-м — 35%. Что дало такой прирост? С моей точки зрения, ушла социальная энтропия, сформировалась структура общества, люди смогли найти свое место в ней», — отметил Родин.

По его словам, в отсутствие неопределенности традиции действительно делают жизнь лучше.

Родин призвал изучать категорию счастья внимательнее, так как, в отличие от прочих прикладных исследований, этот фундаментальный анализ имеет большую управленческую ценность для маркетологов, социологов, политиков…

Еще по теме