Россияне стали больше экономить
По данным исследовательского холдинга "Ромир", проанализировавшего тенденции в потребительском поведении россиян*, в среднем наши горожане ходят в магазин за покупками два-три раза в неделю. Незапланированные покупки, по их собственному признанию, делают 65% респондентов. Со списками в торговые заведения ходит 41% россиян, 49% утверждают, что всегда знают, что необходимо приобрести. Более половины россиян (58%) готовы платить больше за экопродукты.
Подавляющие большинство жителей городов (69%) предпочитают магазины недалеко от дома. Средняя частота посещений россиянами магазинов во втором полугодии 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросла на 19%. Таким образом, считают специалисты, проявляет себя тенденция роста частоты посещений россиянами торговых заведений, как традиционных - магазинов с прилавками, так и современных - дискаунтеров, гипермаркетов и супермаркетов. Причем в последнее время все более важными для покупателей становятся такие факторы, как удобство расположения торговой точки и ассортимент товаров. Авторы исследования акцентируют внимание на том, что люди теперь чаще посещают гипермаркеты. По их мнению, это связано в том числе и с тем, что гипермаркеты стали более доступными территориально.
При этом, как отмечают авторы исследования, сократилось количество покупаемых товаров за один приход в торговое заведение. Сумма среднего чека по сравнению с первым полугодием 2012 г. снизилась по рынку в целом на 1,3%. Люди приходят в магазины в поисках более выгодных предложений. Покупатель готов потратить больше времени, чтобы сэкономить деньги. Растет популярность покупок по промоакциям. Примерно 21% покупателей постоянно покупает товары по промоакциям, и все это имеет очень мало отношения к лояльности к каким-либо определенным брендам.
При этом снижение трат на покупку одежды и обуви - еще одна особенность потребительского поведения россиян, отмечают эксперты. Расходы на приобретение этих товаров уменьшились на 9% в первом полугодии 2013 г. по сравнению с тем же периодом 2012 г. Интересно, что, сокращая расходы на одежду и обувь, россияне, судя по всему, не готовы меньше пить и курить. Напротив, доля трат на алкоголь и табак в последние годы, по данным "Ромир", только растет.
*Результаты исследования были представлены 9 октября 2013 г. на "круглом столе" в НИУ ВШЭ, организованном "Ромир" и Высшей школой маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.