Российская медицина ищет рецепт выживания
Введенные против России санкции могут привести к сбоям поставок лекарств и медоборудования. Хотя запасов препаратов в системе государственного здравоохранения для разных пациентов хватит на год, некоторые аптечные пункты уже подняли цены на 10%. Подорожание оборудования еще только предстоит оценить. Опрошенные «Компанией» эксперты убеждены, что Россия сможет переориентироваться на азиатский, индийский и турецкий рынки, но для этого понадобится время.
Наложенные Евросоюзом и США санкции не распространяются на лекарства и медицинское оборудование. На прошлой неделе американский Минфин выдал местным производителям так называемую генеральную лицензию (разрешение на определенный тип операций), позволяющую им экспортировать и реэкспортировать лекарства и медицинские изделия в Россию, узнало агентство Reuters.
Но ограничения задевают российскую медицину по касательной — от международной системы SWIFT отрезаны семь крупных российских банков. «Замораживание банковских переводов действительно может повлиять на экспорт медицинских изделий из ЕС в Россию, и мы активно изучаем масштабы этого и наблюдаем за тем, как будет развиваться ситуация», — заявила агентству представитель MedTechEurope, европейской лоббистской группы компаний, производящей медицинское оборудование.
Параллельно крупнейшие судоходные компании приостановили работу в России. Среди них — немецкая Hapag-Lloyd и японская Ocean Network Express, а также датская Maersk, приостановившая перевозку контейнеров с товарами первой необходимости в порты на северо-западе и юге РФ, а также из них.
Об «отдельных сигналах» задержки поставок лекарств уже заявил Минздрав. Это, по данным министерства, связано не с отказами заводов, а с транспортной логистикой. Об изменениях в доставке препаратов «Компании» рассказал и директор департамента управления системой снабжения ГК «Медси» Кирилл Попов. «Определенные задержки поставок, безусловно, присутствуют. Они связаны с ограниченным авиасообщением по ряду направлений и сезонным увеличением длительности маршрутов морских перевозок», — сказал он.
В AstraZeneca, Sanofi, Stada, Bayer, Gedeon Richter профильное издание Vademecum заверили, что предпринимают все необходимые меры для обеспечения бесперебойных поставок в Россию. Более того, в AstraZeneca для этого создали специальную рабочую группу. В Bayer изданию заявили, что не планируют менять долгосрочную стратегию развития бизнеса в РФ.
Лекарства есть, но цены растут
У российского здравоохранения есть запас препаратов для разных пациентов на срок от нескольких месяцев до года, писал «Коммерсант» со ссылкой на анализ статистики госзакупок Headway Company. В январе и феврале Минздрав успел заключить контракты на поставку большей части лекарств в рамках программы «14 высокозатратных нозологий» (14 ВЗН) — из 66,9 млрд рублей уже законтрактовали 62 млрд рублей. Вторая по размеру госрасходов категория льготных препаратов — от ВИЧ и гепатитов В и С. На них за первые месяцы потрачен 21 млрд рублей, это большая часть годовых расходов.
В Минздраве отмечали, что «на данный момент Россия обладает достаточным запасом лекарственных препаратов, в том числе по номенклатуре ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты)». По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, РФ готова и дальше взаимодействовать с иностранными компаниями, а в стране продолжает действовать правило «больше уровень локализации производства внутри страны — больше преференций».
Сейчас аптечные сети стараются закупить у производителей и дистрибьюторов остатки импортных лекарственных препаратов по прежним ценам, параллельно скупая большие объемы у отечественных производителей, рассказала «Компании» коммерческий директор аптечной сети «Радуга» (Свердловская области и Сочи) Елена Алексеева. «Есть информация, что многие производители и фармдистрибьюторы не могут получить ранее оплаченные лекарственные препараты и сырье по причине нарушенной логистики», — сказала она.
По словам топ-менеджера аптечной сети, в ближайшие месяц-два дефицит лекарств ощущаться не будет, а необходимый объем сырья для их производства смогут обеспечить Китай и Индия. Однако Алексеева не исключила, что одними из первых с аптечных полок пропадут лекарственные препараты от хронических заболеваний. В связи с этим клиенты начали скупать их на год вперед.
«Начиная с 24 февраля некоторые аптечные сети уже подняли цены на 5–10%, но главной проблемой может стать не стоимость, а отсутствие препаратов», — добавила она. По словам топ-менеджера сети, сейчас наблюдается «общий рост заказов на все», поэтому «сложно даже выделить какие-то конкретные группы» пользующихся спросом препаратов.
Производители и дистрибьюторы начали повышать стоимость продажи лекарственных препаратов с 21 по 28 февраля, заявлял президент холдинга «Монастырев» Александр Монастырев. По его словам, один из крупнейших фармдистрибьюторов «Катрен» поднял цены в среднем на 50%, фармпроизводитель «Протек» — на 15%, а дистрибьютор «Пульс» — на 5%. Монастырев отмечал, что все отгрузки восстановились, но у дистрибьюторов пропали некоторые позиции. «Причем что интересно — пропали позиции довольно-таки дешевые», — сказал он.
В «Пульсе» объяснили, что изменилась не стоимость товаров, а наценка. «Это некритично в рамках того, что происходит с курсом доллара, со стоимостью техники автомобилей и так далее», — говорил эксперт «Фармвестнику».
При этом гендиректор фармкомпании DSM Group Сергей Шуляк убежден, что дефицита ждать не стоит, поскольку запасы препаратов есть, а санкции обошли стороной лекарства и оборудование. Он отметил, что Россия выпускает аналоги лекарств, однако «речи о стопроцентной замене импортных препаратов не может идти», поскольку в производимых в стране препаратах хоть и используется отечественная субстанция, но она синтезируется из зарубежных компонентов». Шуляк добавил, что «фармацевтическая отрасль импортозависимая», поэтому на нее особенно влияет валютный курс.
«Надо будет — сделают»
В Россию экспортируются не только аппараты УЗИ, КТ, МРТ, мониторы для реанимаций и другое оборудование, но и операционные микроскопы, наркозные машины, электрохирургические аппараты и аппараты искусственного кровообращения, перечисляет гендиректор дистрибьютора медоборудования ООО «Техно Медицина» Иван Працкевич в разговоре с «Компанией». По его словам, целые сектора в медицине закреплены за так называемым «эталонным оборудованием», которое производят европейские и американские бренды.
У отечественных производителей может возникнуть проблема с массовым производством. «Добавим к этому, что большинство комплектующих — это все равно импорт, с которым будут проблемы ввиду сильного патентного регулирования в сфере медицины», — говорит Працкевич. Ситуацию, по его словам, смягчит китайский рынок, мощности которого позволяют производить достаточно большие объемы оборудования высокого уровня.
Эксперт добавил, что на январь 2021 года импорт фармацевтической продукции на рынок составил более 70%.
Гендиректор компании — поставщика медоборудования «Тиара-Медикал» Сергей Кузнецов отмечал, что для российской медицины есть еще одна опасность — «нечем будет чинить технику, которая работает уже сейчас». «Поставка деталей из Евросоюза проблематична, опасность есть, но мы постараемся в отсутствие оригиналов запчастей искать замену, а в случае отсутствия замены — варианты завоза деталей в Россию», — говорил он.
При этом офтальмологи заявляют, что не могут использовать аналоги, поэтому будут пытаться подстроиться под изменившиеся обстоятельства и цены. «Услуги подорожают, мы вынуждены будем поднять цены… Придется уменьшить маржинальность услуг, чтобы сохранить уровень цен доступным для пациентов, а значит, экономить на текущих расходах, затратах на персонал, обучении и других факторах», — заявлял главный врач Центра микрохирургии глаза «Я вижу» Виталий Авалиани медицинскому порталу «Доктор Питер».
Между тем ряд иностранных производителей не собираются выходить из капитала российских предприятий. Об этом, в частности, сообщали японские Canon Medical Systems и Mitsui. Более того, как заявил «Компании» операционный директор ГК «Медси» Родион Ступин, в рамках программы по импортозамещению многие производители медицинского оборудования локализовали производство на территории РФ.
Российские производители медоборудования из-за сложностей «в связи с введением санкций и прекращением поставок иностранного сырья» собираются обратиться в правительство, Минздрав, Минпромторг и Минэкономразвития с предложением упростить замену сырья и комплектующих в медизделиях, писало профильное издание Vademecum.
По словам производителей, на фоне текущей политической ситуации они вынуждены искать новые варианты сырья и комплектующих. Сейчас процедура внесения изменений занимает около восьми месяцев, а с учетом дополнительных испытаний может обойтись от 300 тыс. до 5 млн рублей.
Из-за этого отечественные производители будут вынуждены остановить производство, а это приведет к издержкам в системе здравоохранения страны. Они предложили вносить соответствующие изменения в регистрационные удостоверения через уведомительный порядок.
При этом в сегменте эндопротезирования с поставками справятся как отечественные производители, так и специалисты на китайском, корейском и турецком рынках, утверждает в разговоре с «Компанией» заведующий отделением эндопротезирования Национального медицинского исследовательского центра травматологии и ортопедии имени Н. Н. Приорова Николай Загородний. «Мы быстро переориентируемся и больших затруднений не будет. Сейчас мы применяем отечественные эндопротезы, а они по цене дешевле, чем зарубежные», — добавил он.
Однако эксперт не исключил временных перебоев с поставками, поскольку не все комплектующие удастся заменить аналогами. «России, как и ранее Советскому Союзу, не привыкать к таким ограничениям. Надо будет — сделают. Надеемся, что все это скоро закончится и наладится мирная жизнь», — заключил он.