Российская – не значит дешевая
Минфин заявил о намерении вывести российскую нефть марки Urals на Нью-Йоркскую и Будапештскую фондовые биржи. Договоренность с ними уже достигнута, сообщил министр финансов Алексей Кудрин в ходе визита в китайский город Сянхэ.
Необходимость вывода Urals на биржу глава российского финансового ведомства объяснил тем, что в настоящее время цена на данное сырье определяется не вполне рыночными методами, в том числе путем опроса трейдеров. Это, по мнению аналитиков, приводит к удешевлению российской нефти и отставанию цен на нее от цен на нефть марки Brent – разрыв между этими двумя показателями в среднем достигает $5 за баррель.
«Для расчета цены Urals, как того требует закон, сейчас берутся котировки российской нефти на двух рынках: средиземноморском и роттердамском», – пояснил «Ко» замначальника департамента таможенных платежей Минфина Александр Сакович. «Для определения таможенного сбора раз в два месяца Минфин проводит мониторинг котировок Urals в основных портах отгрузки. Информацию предоставляют агентства Argus и Platts, – рассказывает аналитик инвесткомпании Rye, Man & Gor Securities Дмитрий Царегородцев. – Однако там заключаются лишь разовые контракты, и о полноценной рыночной торговле говорить не приходится». «В этой ситуации покупатели имеют возможность манипулировать ценой на российскую нефть, добиваясь ее снижения», – отмечает аналитик компании Petroleum Argus Олег Кирсанов.
О том, что разрыв в цене между Urals и Brent «не очень справедливый» еще в августе этого года заявил президент Владимир Путин. В ходе совещания с министрами экономического блока он поручил рассмотреть возможность повышения цены отечественных углеводородов. Кирсанов не исключает, что инициатива Минфина – это попытка выполнить пожелание президента, и если не выровнять цены на Brent и Urals, то хотя бы сблизить их. Однако пока решение вывести Urals на биржу – лишь декларация о намерениях. «Аппаратно этот вопрос еще не прорабатывался», – говорит Сакович из Минфина.
В том, что вывод российской нефти на зарубежные биржи – «идея хорошая и правильная», не сомневается практически никто. «Нефть марки Urals станет более ликвидной, сократятся дневные колебания цены, которые иногда доходят до одного доллара», – полагает Царегородцев. «Мы приветствуем эту инициативу правительства: в результате ее реализации снизятся риски и расширится география торговли», – соглашаются в нефтяной компании ТНК-ВР. Тем не менее представители отрасли не уверены, что российская нефть непременно подорожает. «Ее поставки за рубеж растут быстрее, чем потребление, что ведет к затовариванию и в результате к снижению цены», – считает Царегородцев. «Реальных экономических выгод для компании, по крайней мере в ближайшее время, не будет», – уверены в ТНК-ВР.
Впрочем, Кирсанов из Petroleum Argus полагает, что нефтяники лукавят: цена российского черного золота после начала биржевых торгов, скорее всего, вырастет, а значит, увеличится выручка компаний-экспортеров и бюджета.