Российские банки рискуют остаться без главного поставщика POS-терминалов
В марте из России может уйти основной поставщик терминалов для приема банковских карт — французская Ingenico. Ее доля на отечественном рынке занимает около 50%. Официально о своих планах компания пока не заявляла, но, если это произойдет, банкам придется искать замену ее устройствам, что эксперты называют довольно затратной процедурой.
Что произошло
О планах Ingenico покинуть российский рынок РБК рассказали источники в финансовой отрасли. По их данным, компания может сделать это уже к 1 марта. А к середине февраля также истекает срок действия контрактов Ingenico с ее сотрудниками в стране.
Официально группа не сообщала о подобных планах, но уже ведет переговоры с местными банками, отмечают собеседники. Кроме того, в одном из российских юрлиц Ingenico назначен ликвидатор. Это говорит о том, что компания начала процесс прекращения бизнеса, отмечает партнер юрфирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Олег Пермяков.
При этом речь идет только о юрлице, которое специализируется на оптовой торговле оборудованием. Как отмечает РБК, в РФ у Ingenico зарегистрированы два юрлица (два ООО «Инженико»). Одно из них занимается разработкой компьютерного ПО, а другое — оптовой торговлей. В связи с этим можно говорить о частичном уходе группы из страны, добавляет Пермяков.
Сейчас на сайте Ingenico Россия не упоминается ни в разделе о партнерах группы, ни в списке ее офисов.
Ingenico в России
Французская Ingenico работает на российском рынке с 2007 года. По данным самой компании на начало 2018-го, она выпустила в стране 1,5 миллиона POS-терминалов. С 2019-го группа производит свои устройства во Вьетнаме.
На конец третьего квартала 2022 года в России было установлено около четырех миллионов POS-терминалов РФ, следует из данных Центробанка.
Аналитики оценивают долю ее устройств в стране примерно в 50%. Также терминалы французской компании занимают «основную долю» в POS-сетях крупнейших банков — «Сбера», ВТБ и Промсвязьбанка, сказали два источника.
Собеседники издания напоминают, что Ingenico уже давно планирует уйти из РФ. Первые слухи об этом появились еще весной 2022 года. При этом группа хочет сделать свой уход минимально травматичным для российского платежного рынка, говорит один из них.
Починить терминалы будет сложно, а заменить — дорого
Уход Ingenico из России приведет к двум серьезным проблемам для участников рынка — это невозможность технической поддержки ПО и ремонта самого оборудования, говорит гендиректор поставщика платежных решений INPAS Илья Коробов.
Чинить устройства Ingenico можно было бы через посредников, однако будут ли они получать запчасти от французов — неясно, продолжает он. Еще сложнее — с обновлением программного обеспечения, это невозможно сделать без участия самой компании.
Скорее всего, такой сценарий вынудит российские банки искать замену продуктам Ingenico. Однако это процесс дорогостоящий: стоимость одного устройства Коробов оценил примерно в 150–160 долларов. Менять сразу весь парк POS-терминалов банкам невыгодно, поэтому это будет происходить постепенно — по мере возникновения неисправностей.
В случае необходимости заменить терминалы Ingenico можно продуктами азиатских производителей. Кроме того, на российском рынке доступны устройства американской Verifone. Есть риск того, что и эта компания уйдет из РФ, но в стране она работает через посредника. Вопросами поддержки оборудования и ПО занимается отечественная компания-партнер, поэтому решить потенциальные проблемы будет проще, сказал Коробов.
Есть другой выход: Система быстрых платежей
Уход Ingenico может привести к росту доли операций через Систему быстрых платежей (СБП), считают аналитики. В этом случае оплата может совершаться через QR-код без использования POS-терминала, объясняет директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора Kept Ольга Бледнова.
«Продукт на рынке уже сформирован, хотя и занимает небольшой его процент. <...> Вероятно, эта система будет развиваться как основная на рынке», — добавила она.
Оплата по QR-кодам — часть СБП. ЦБ запустил этот способ приема платежей еще в 2019-м и в последние годы пытался распространить его в магазинах и сфере услуг. Но он не пользовался популярностью: в 2021 году «Коммерсант» писал, что с момента запуска через систему прошли лишь около двух миллионов транзакций на 12 миллиардов рублей.