Российские спонсорские платформы теснят лидеров

30.11.202015:09
Михаил Федоров — основатель платформы Sponsr.ru

Осенью 2020 года на спонсорской платформе Sponsr.ru проект финансового аналитика Ивана Данилова, выступающего под сетевым псевдонимом Crimson Alter, за первый день сбора платных подписок собрал свыше 1 млн руб. На сегодняшний день это один из рекордов среди российских сервисов.

До недавнего времени в этой нише, которая была вне активного интереса российских компаний, практически без конкуренции свои правила и условия диктовали Patreon или Fan Subscriptions. Но сейчас российские сервисы, аналоги Patreon, вступили в борьбу на равных. Они активно наращивают базы публикуемых проектов, предлагают выгодные финансовые условия и доступную техническую поддержку.

Согласно экспертным оценкам, в России порядка 10 000 активных авторов (контент-мейкеров). Если не говорить о «чемпионских» проектах, собирающих с помощью подписки от миллиона рублей в месяц и выше, то средний чек составляет 100 000 руб. Объем российского рынка варьируется от 12 до 15 млрд руб. в год. Платформы зарабатывают на комиссиях от перевода, в среднем от 10 %.

Отклонение от медианы

Несмотря на широчайшие возможности для самовыражения и творчества, монетизация контента в Интернете — не скоростное шоссе. Количество новых авторов в Рунете ежегодно растет. И в определенный момент времени проекты с различным уровнем профессионализма, оснащенности начинают бороться за то, чтобы привлечь на свое развитие внешнее финансирование. Объективно, это не всегда первоклассный контент, и его не всегда генерируют суперзвезды Интернета. При других условиях и с меньшей аудиторией такие проекты и авторы едва ли смогли бы выйти из тени, чтобы на старте начать зарабатывать или привлекать рекламные деньги. Однако популяризация спонсорской модели позволяет говорить о том, что даже классические распределения — например, что 96 % доходов от рекламы получают только 4 % авторов — могут существенно отклоняться. 

Краудфандинговые платформы строятся по трем основным моделям. 

В отличие от классического краудфандинга модель по подписке позволяет стабильно в долгосрочной перспективе финансировать как крупные, например производство фильмов, так и нишевые проекты, рассчитанные на небольшую, но активную и готовую платить аудиторию. Из наиболее громких подобных примеров последних лет стала кампания по сбору средств на народный фильм «Литвяк». На сегодняшний день таким образом собрано более 20 млн руб.

Подписочная модель работает практически исключительно на органике, ее почти невозможно нарастить интенсивным образом. Вообще, в этой нише импульсные продажи работают плохо. Доверие к автору и ставка на долгосрочные отношения — основа модели. Даже если удалось кому-то «впарить» подписку, человек отпишется, если ему не понравится платный контент или он не будет всецело доверять автору.

Для того чтобы проект стал успешным, размер аудитории имеет меньшее значение по сравнению с тем, насколько в этой аудитории присутствует прослойка, готовая платить автору за труд.

Автор с аудиторией в 1000 человек на рекламной модели заработать ничего не сможет в принципе. Автор с аудиторией в 1000 человек на подписочной модели может зарабатывать порядка полумиллиона рублей в месяц.

От автора требуется постоянно поддерживать информированность аудитории о платном контенте. Математика достаточно простая. 1000 человек готовые платить по 500 руб. в месяц, это 6 млн руб. в год (минус комиссии).

Российские аналоги Patreon

На сегодняшний день в этой модели лидирующее место занимает популярная платформа Patreon. На начало 2020 года Patreon поддерживал более 100 000 авторов по всему миру. Популярности Patreon способствовала ситуация с COVID-19. Различные варианты монетизации контента также предлагает YouTube. 

Чисто российских платформ пока не так много. Основные российские сервисы: Boosty (Mail.ru), Vk Donut («Вконтакте»), «Вместе» («Яндекс») и Sponsr.ru появились практически одновременно, менее двух лет назад, и сегодня идут уникальным путем. Проекты под эгидой интернет-гигантов стартовали на базе огромной существующей аудитории и за счет серьезного финансового и технологического плеча. Sponsr.ru начал как классический стартап. 

Особенностью рынка является вполне мирное сосуществование — авторы могут одновременно работать с подписками на разных сервисах. В этом случае подписчики сами выбирают наиболее удобные для себя способы внесения денег. Поэтому конкурентная борьба сервисов за внимание авторов смещается в сторону более интересных экономических условий и технических преимуществ. 

Почему российские контент-мейкеры переходят на российские платформы?