Top.Mail.Ru
бизнес

Российский онлайн-контент поместят в фонд

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

В России рассматривают идею создать Фонд отечественного онлайн-контента. Он будет поддерживать профессиональных создателей сериалов и, возможно, тех, кто разрабатывает видеоигры.

О том, что такая идея рассматривается, РБК узнал от осведомленных источников. По их словам, организация будет поддерживать создателей профессионального видеоконтента, который размещен в онлайн-кинотеатрах. Им будут предлагать финансовую помощь.

«Механизма поддержки онлайн-контента, у которого своя специфика, сейчас нет. На интернет-площадках количество российского контента увеличивается естественным образом, в том числе на это повлияла и пандемия, но с государственной поддержкой этот процесс может идти быстрее», — считает один из собеседников издания.

Конкретные условия софинансирования проектов пока не определены. Также неизвестны источники финансирования фонда и его возможный объем. Предположительно, для этих целей будут использованы средства, которые онлайн-кинотеатры уплачивают в качестве НДС. Речь идет примерно о 3 млрд рублей в год.

О такой возможности слышал и другой собеседник издания. Он уточнил, что использование НДС лишь один из рассматриваемых вариантов. Что касается онлайн-кинотеатров, то им могут предложить отдельные бонусы. Им хотят дать преимущество при получении субсидий, которые позволят площадкам создавать собственный контент.

Фонд кино 2.0

По задумке, новая организация будет работать по аналогии с Фондом кино. Это некоммерческая организация, которая распространяет отечественные фильмы и телепередачи. Правительство создало Фонд кино в 1995 году, вписав в его функции финансовую поддержку российской кинематографии. Также он занялся повышением ее конкурентоспособности.

Фонд кино регулярно выделяет деньги на создание фильмов. В год на эти цели направляют около 3,5 млрд рублей. Зачастую средства выделяются на безвозмездной основе, а чтобы получить их, создателям проекта нужно защитить его перед экспертами — продюсерами, сценаристами и режиссерами.

В 2019 году фонд мог выделить на один фильм не более двух третей своего бюджета. При этом сумма не должна была превышать 400 млн рублей. Детское, документальное и иное некоммерческое кино чаще всего финансирует Минкультуры. Так, в 2018 году Фонд кино выделил создателям фильмов 4,3 млрд рублей, а Минкультуры — 4 млрд.

Создатели картин получают деньги как на условиях возврата, так и на безвозмездной основе. Периодически кинокомпании не возвращают деньги в фонд. Так, в феврале 2019 года список должников фонда состоял из 24 компаний. Они задолжали организации 736 млн рублей.

Подавляющее большинство фильмов, получающих поддержку Фонда кино, не окупается. В 2012–2017 годах из всех фильмов, поддержанных фондом, окупились лишь 12% картин. Также фонд критикуют за то, что он поддерживает антисоветские фильмы вроде «Дорогих товарищей» Андрея Кончаловского.

прочитать весь текст

Помимо производителей сериалов, субсидии могут предложить создателям видеоигр. Источник издания на рынке рассказал, что поддержка разработчиков обсуждается много лет. За это время появлялись разные концепции поддержки, однако никакой конкретики пока нет.

Практика с фондами, которые поддерживают создателей видеоигр, не является для мира новой. По словам директора по стратегическому развитию My.Games Ильи Карпинского, такие организации есть во многих странах.

«В России находятся тысячи компаний и разработчиков игр, которым для эффективного масштабирования недостает ресурсов, в том числе и финансовых», — напомнил он.

Возможны варианты

Определенности относительно формата нового проекта у властей пока нет. Представитель аппарата вице-премьера Дмитрия Чернышенко лишь подтвердил, что идея создания фонда существует. Он признал, что поддерживать отечественный онлайн-контент необходимо, однако говорить о каких-либо деталях проекта «преждевременно».

Источники называют два варианта реализации проекта:

  • создание полностью нового фонда;

  • введение новых мер поддержки, которыми займется действующая организация.

Если власти пойдут по второму пути, то выбор может пасть на Институт развития интернета (ИРИ). С прошлого года он является оператором конкурса на создание интернет-контента для молодежи.

Еще один вариант связан с созданием Фонда поддержки отечественного телевидения. Его концепцию рассмотрят в первом квартале 2021 года. Среди прочего средства из этой организации хотят использовать для создания контента, распространяемого в Сети. Официально эта информация также не подтверждалась.

Возможности и риски

Отношение к инициативе на рынке довольно неоднозначное. Некоторые игроки видят в ней опасность. В частности, такого мнения придерживаются в ассоциации «Интернет-видео».

«Работать с собственными деньгами всегда комфортнее, чем с бюджетными. Средства из фондов очень сложно получить, и они связаны с несоразмерной ответственностью за их использование. Они связаны с уголовными делами и угрозой нецелевого расходования средств», — сказал изданию глава ассоциации Алексей Бырдин.

По его словам, отрасль настаивает на другом формате поддержки. Речь идет о снижении НДС для онлайн-кинотеатров до 10%. В то же время в аналитическом агентстве TelecomDaily смотрят на ситуацию более оптимистично, считая, что бюджетные деньги развяжут создателям сериалов руки.

Гендиректор TelecomDaily Денис Кусков отметил, что на создание сериала из пяти-шести серий с известными актерами требуется до 1 миллиарда рублей. При этом успешными оказываются далеко не все проекты, а лишь каждый пятый.

«То есть субсидии государства могут стимулировать создателей на производство большего количества проектов», — резюмировал Кусков, призвав развивать создание контента для молодой аудитории рынка.

Еще по теме