Российское вино: виноделы начинают и выигрывают
В 1976 году в Париже произошло одно знаменательное событие, которое спустя пару лет перевернуло винный мир и открыло для потребителей новые имена и потрясающие по качеству, а главное, не супердорогие вина. А суть его была в следующем — один винный энтузиаст решил устроить импровизированную битву между американскими и французскими винами. Для этого он проехался по калифорнийским винодельням и отобрал бутылки из лучших, по его мнению, но неизвестных тогда никому молодых хозяйств. Затем сел в самолет и в нескольких чемоданах привез их во Францию. Далее пригласил известных винных авторитетов и выставил калифорнийские вина против именитых французских конкурентов со столетней историей.
Впоследствии это событие назвали «Суд Парижа», и долго о нем говорили как в США, так и во Франции. Американские молодые виноделы обыграли своих именитых собратьев в слепой дегустации в обоих сегментах — и в красном, и в белом. Шуму и критики было много, но после этого произошло нечто другое — американцы, у которых было вполне понятное преклонение перед бутылкой из Бордо, вдруг поняли, что они могут производить свои вина не хуже. Спрос на американские вина начал стремительно расти, а одну из нераспитых бутылок, участвовавших в той исторической дегустации, поместили в музей славы калифорнийского виноделия.
У России пока своей исторической «битвы» с виноделами Бордо, Бургундии и Шампани не случилось. Для этого нужно взрастить своих «чемпионов» и создать индустрию, включающую дистрибьюторов, производителей, рестораторов, экспертов и энологов.
И процесс этот уже активно идет. Если в 2017 году в России произвели 32 млн дал (декалитров) вина, то за пять лет объем был практически удвоен: 2023 год закончили с показателем, превышающим 62 млн дал. При этом все винные регионы прирастают новыми виноградниками. А в тех, что таковыми традиционно не считались, — открываются экспериментальные винодельни. Государство не скупится на поддержку: предусмотренный до 2030 года общий объем бюджетного финансирования отрасли — более 27 млрд рублей. По информации Минсельхоза, в 2022 году общая площадь виноградников превысила 100 тысяч га.
То, что от разговоров о ренессансе российского вина наконец перешли к делу, заметно и в торговых точках: на полках магазинов вина отечественного производства занимают уже 52,5 %. Ассортимент вырос в 7,5 раза — с 900 позиций в 2019 году до 7000 по итогам 2022 года. Такую статистику приводит руководитель АНО «Российская система качества» Максим Протасов.
Растут не только объемы, но и качество: образцы российского производства все чаще берут на слепых дегустациях пальму первенства. Более широкой стала и представленность российского вина в ресторанах, констатирует замглавы Минпромторга Виктор Евтухов: «Сейчас в винных картах ресторанов крупных в основном городов представленность российского вина выросла почти в три раза».
Взгляд с Олимпа
Драйверами позитивных процессов во многом являются и винные дистрибьюторы. В 1990‑е годы на них пришлась важная роль популяризаторов и проводников в мир великих вин Старого и Нового Света. Однако сейчас настал другой этап — у дистрибьюторов, которые имеют сложившуюся за десятилетия систему распространения продукции, знают сложившиеся вкусы потребителей, обладают экспертными компетенциями, хороший шанс дать то, что нужно именно сейчас на российской базе по идеальному соотношению «цена — качество».
Luding Group, долгие годы известная как импортер алкоголя, взяла курс на локализацию еще в 2017 году, фактически положив начало модному тренду. Компания запустила производство вина в России на мощностях своего многолетнего партнера — Olymp Winery. Эта большое винодельческое хозяйство полного цикла, имеющее на вооружении оборудование высокого стандарта, отсчитывает свою историю с 1950‑х годов (тогда это был винпункт «Крымского винзавода»). Сегодня именно его продукция составляет 14% в российском портфеле группы.
«Это одно из крупнейших винодельческих предприятий Краснодарского края на сегодня, с подконтрольной сырьевой базой в более чем 1000 га молодых и плодоносящих виноградников, расположенных в живописном предгорье — в начале Кавказского хребта. По соседству с нами находится еще одно именитое хозяйство — Долина Лефкадии. Некоторые участки виноградников расположены на высоте более 300 метров. Такой терруар дает возможность производить вина премиального сегмента», — объясняет руководитель винодельческого предприятия Olymp Winery, винодел, к. т. н. Армен Даниелян.
Пост главного винодела Olymp Winery с 2017 года занимает Вячеслав Зотин, потомственный винодел, к. т. н., имеющий 20‑летний опыт работы с кубанским терруаром. Виноград, перерабатываемый на винодельне, выращивается не только в Крымской зоне, а также в Анапской и Темрюкской. Зотин не боится экспериментировать с купажами. Одно из его авторских вин — редкий и смелый бленд ркацители и рислинга. Впрочем, только качественного сырья и креативной идеи для появления хорошего вина мало. Идеальный напиток получается благодаря современным технологиям. На протяжении последних пяти лет винодельня Olymp Winery прошла существенное техническое переоснащение; на заводе было установлено современное оборудование для переработки и винификации ягод, введено в эксплуатацию новое винохранилище емкостью 3 млн литров.
Объединив технические возможности предприятия и многолетний опыт работы Зотина, была создана интересная винная формула. Она воплотилась в таких новых линейках, как Urban Sun, High Roof, Velada. В настоящий момент Olymp Winery производит 15 млн бутылок вина в год. После завершения реконструкции завода производственные мощности вырастут до 20 млн бутылок. Планируется и расширение ассортимента за счет игристых вин. Его производством будет руководить потомственный винодел — Илья Волошин, чьи вина уже получили признание российского потребителя.
Сегодня Волошин один из немногих, кто в России занимается созданием игристых вин традиционным способом (méthode champenoise). Критики отмечают, что он владеет искусством создавать напиток с пронзительно звенящей кислотностью и деликатным ароматом. При этом на этикетке изысканного вина будет значиться: «Сделано в России».
«Мы хотим представить российскому потребителю — оригинальные кубанские вина: самобытные, понятные по вкусу и органолептике, яркие по оформлению. А главное — доступные по цене!» — подчеркивает Армен Даниелян.
Возвращаясь к истории с «Судом Парижа». Фактически мы сейчас являемся свидетелями уникального периода, когда воедино слились энтузиазм виноделов, опыт и знание рынка дистрибьюторами, качественная производственная база и открытие новых терруаров, в которых международные сорта винограда дают очень интересный результат. По логике развития, если все пойдет так, как идет, то лет через 10 можно будет отбирать бутылки с лучшими винами, класть их в чемодан и вызывать на поединок французских визави.