Российскому агропрому потребуется около $1,5 млрд инвестиций в генетические исследования

Потенциал импортозамещения генетических технологий в сельском хозяйстве России достигает 1,2–1,7 миллиарда долларов. К такому выводу пришли эксперты по результатам исследования «Суверенная генетика для российского АПК: где найти сотни тысяч человеко-лет PhD и терабайты экспертизы?», проведенного компанией «Яков и Партнеры».

Согласно выводам экспертов, российское сельское хозяйство уязвимо перед иностранными санкциями — оно не способно купировать риски по ряду ключевых культур. Пока секторальные ограничения не вводились, но в случае реализации такого сценария российская научно-техническая база вряд ли позволит стране обеспечить продовольственную безопасность по всем культурам.

Российский АПК сильно зависим от импорта, прежде всего — семян и генетического материала животных. И если бы прямо сейчас произошел переход на отечественные семена сои, подсолнечника, кукурузы и сахарной свеклы, то отрасль ушла бы в убыток на 250–300 миллиардов рублей в год.

Чтобы улучшить нынешние показатели и быть конкурентоспособными на мировых рынках, российским аграриям нужно развивать отечественную генетику. 

Эксперты отмечают, что от генетических технологий зависит самый важный показатель сельского хозяйства — урожайность. К примеру, урожайность кукурузы в России за последние 20 лет выросла с трех до семи тысяч тонн с гектара благодаря внедрению новых технологий. Новые решения в сфере генетики также позволяют улучшать качественные характеристики урожая, что вместе с количественным ростом ведет к увеличению операционной прибыли.

Что касается создания хотя бы одной крупной компании в области сельскохозяйственной генетики, то у России нет ни рынков, ни времени, ни свободных ресурсов. Мировой опыт показывает, что создание новой генетической особенности (trait) всего одного растения занимает 15–20 лет. А обходится это в 115 – 136 миллионов долларов.

По мнению экспертов, отечественным компаниям необходимо использовать опыт и возможности профильных иностранных фирм. Например, интегрироваться в систему совместных предприятий, партнерств и кооперативов — прежде всего в рамках БРИКС+. 

С учетом того, что рынок семян подсолнечника стран БРИКС+ объемнее российского в 2,5 раза, сахарной свеклы — в три раза, сои — в 33, кукурузы — в 53, овощей (томатов, лука, моркови) — более чем в 160 раз, решать задачу формирования суверенной генетики целесообразно в рамках БРИКС+, отмечается в исследовании.  Также требуется приобрести одну или несколько ведущих зарубежных фирм в области генетики. В этом случае АПК страны сможет до 2035 года обеспечить импортозамещение и экспорт средств производства.

Китай именно таким обрразом решил проблему технологического отставания, купив несколько компаний, лидирующих на мировом рынке. Как рассказал соавтор исследования, директор «Яков и Партнеры» Алексей Клецко, России выгодно приобретать средние по размеру частные компании, занимающие прочные позиции на мировых рынках и обладающих глубокими экспертными знаниями в области генетики.

«Целевые фирмы должны получать выручку на уровне 100–200 миллионов долларов и сбывать продукцию в 10–70 странах, тестировать новые генетические особенности растений и накапливать данные о результатах селекции с мировых рынков в больших базах данных, специализироваться сразу на нескольких культурах, а также активно вкладываться в исследования и разработки», — считает эксперт.

Что касается создания крупного игрока в сфере генетики животных протеинов, тут тоже надо ориентироваться на страны, входящие в БРИКС+, и сотрудничество с одной из европейских фирм через организацию совместных предприятий. Инициатива могла бы окупиться за период от пяти до десяти лет.

Эксперты уверены, что только работа на рынках БРИКС+ даст возможность добиться необходимого эффекта для России. Но уже сейчас нужно запустить процесс поиска новых партнерств.