Россию обанкротить нельзя

26.04.199900:00

ПЕРВЫЙ замминистра финансов Михаил Касьянов решился наконец сказать то, чего все ждали и боялись одновременно. Очевидно, раздосадованный жесткой позицией Парижского и Лондонского клубов кредиторов на переговорах, Касьянов заявил, что 14 мая Россия не погасит третий транш ОВВЗ и не выплатит купонов по остальным сериям, за исключением самых последних - 6-й и 7-й.

И хотя заявление было озвучено лишь после первого раунда переговоров, ясно, что к нему в Минфине готовились давно. Денег в казне, несмотря на победные реляции министерства по налогам и сборам, как не было, так и нет. Даже на выплату внешних долгов. А чистые валютные резервы Центробанка составляют, по оценкам The Economist, чуть более $7 млрд. Меньше они были только в 1992 году, когда Россия только начинала реформы.

Вряд ли для держателей «вэбовок» демарш российского правительства оказался неожиданным. Буквально за несколько дней до заявления Минфина международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило рейтинг российских ОВВЗ на целый пункт - до СС-. Более худший рейтинг им не присвоен лишь потому, что правилами агентства запрещено ухудшать или улучшать рейтинг больше чем на один пункт. Что же реально получит Россия 14 мая? Пытаясь увернуться от выплат нерезидентам и российским банкам, правительство может оказаться буквально под шквалом бумаг к погашению. Дело в том, что по «вэбовкам» предусмотрен так называемый кросс-дефолт, то есть возможность предъявления к досрочному погашению всех бумаг (независимо от срока расплаты) при непогашении или серьезной задержке по выплатам хотя бы одного транша. В этом случае объем предъявленных к погашению бумаг составит не менее $11 млрд - такова общая сумма задолженности по ОВВЗ.

Во-вторых, на этот раз терпение нерезидентов может лопнуть окончательно. И мы станем свидетелями ареста российских счетов и собственности за рубежом. А это помимо всего прочего означает, например, что страна может в одночасье лишиться остатков своих валютных резервов. Счета ЦБ могут быть в любой момент арестованы по решению суда. И если за дело возьмутся серьезные игроки - например, Nomura bank, который уже начал подготовку иска к российскому правительству, или CSFB, который упорно отказывается принимать конфискационные условия реструктурирования ГКО, - никакое ФИМАКО уже не спасет. Можно не сомневаться: счета российских резидентов за рубежом будут заморожены независимо от того, имеют ли они отношение к «вэбовкам» или (как, например, российские банки) сами пострадали от решения правительства.

Можно не сомневаться и в том, что Лондонский и Парижский клубы выберут самую жесткую позицию из всего возможного спектра договорных решений. Мы не только не получим списания долга - чего так отчаянно добиваемся, - но и не договоримся о сколько-нибудь существенной отсрочке выплат. Какой смысл предоставлять льготные условия стране, которая все равно в очередной раз обманет и не выполнит обязательств?

О заимствованиях в ближайшие десять лет придется забыть окончательно. Единственное, на что мы сможем рассчитывать, - это сверхкороткие полуподпольные банковские ссуды под сумасшедшие проценты для «покрытия крайней потребности государства в иностранной валюте». Как в советские времена.