Рост даже в кризис
Несмотря на небольшую известность в России, SEAT - одна из немногих автомобильных компаний, которая увеличивает свои продажи даже в кризис.
SEAT уже трижды пытался "доехать" до отечественного покупателя.
В 1997
году продукцию испанского автогиганта начал продавать один из российских
дилеров, но в следующем, дефолтном году программа была остановлена. Вторая
попытка была предпринята в 2003-м. Тогда продвигать SEAT взялся концерн
Volkswagen, но через год эта деятельность также была свернута. И, наконец,
третья попытка выхода SEAT на российский рынок началась в середине 2007-го.
Прошло два года... Об итогах, планах и перспективах рассказывает Томас
Доренвендт, генеральный директор компании "Иберия Мотор Рус", официального
импортера автомобилей SEAT в России.
- Томас, когда SEAT обратился к
Iberia Motor Capital Group с предложением стать импортером в России, вы
проанализировали опыт предшественников?
- Естественно. Серьезная причина
не очень успешного старта - кризис 1998 года. Конечно, это не единственное, что
помешало вывести автомобиль на российский рынок. Были и другие причины как
тогда, так и во второй раз, в 2003 году, когда неудачной попытка оказалась уже
для VW. Но мне бы не хотелось о них говорить. Это никакая не коммерческая тайна,
просто не стоит публично комментировать работу наших коллег. Главное, что мы
провели аналитическую работу и, надеюсь, сделали правильные выводы.
- Как
в пословице - решили учиться на чужих ошибках... Теперь-то SEAT есть чем
гордиться?
- Да! Активные розничные продажи мы начали в сентябре 2007
года. А региональные дилеры, которых мы к тому моменту нашли, начали
реализовывать автомобили вообще с ноября - декабря. Поэтому итоговая цифра за
2007-й, конечно, может показаться смешной - 248 машин. Но больше просто и не
могло быть. Зато в следующем году - 2182! В этом году, в отличие от многих
других автоимпортеров, у которых сейчас наблюдается падение продаж (общий спад
на мировом рынке автопрома я оцениваю в 55 - 65%), мы рассчитываем нашу розницу,
наоборот, увеличить. Скорее всего, даже по итогам первого полугодия 2009-го мы
покажем рост около 5% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го. И это успех
для такого бренда, особенно в кризис. Ведь SEAT не так просто продавать. Марка
россиянам пока мало известна. SEAT - это и не люксовый бренд, но ведь и не
совсем дешевый автомобиль. В своем сегменте он имеет практически похожую
стоимость со своим "родственником" по концерну - маркой Volkswagen.
-
Кстати, о Volkswagen… Эту марку россияне очень уважают. Насколько для вас важно
показать покупателям, что SEAT - это часть VW?
- Очень важно! И это уже не
только часть нашей маркетинговой политики. Те, кто сейчас покупают SEAT, VW или
Audi, прекрасно понимают, что детали, двигатели, подвески и т. д. у этих машин
одинаковые, как и высокие стандарты качества. Отличия могут быть только в
материалах, особенно это касается интерьера. Именно поэтому "родственник" по
концерну, например Audi, и стоит дороже. Говоря о качестве, следует отметить,
что в 2007 - 2008 гг. SEAT был признан в Германии самым надежным европейским
автомобилем. А в этом году трехдверная SEAT Ibiza SportCoupe получила
международную награду Red Dot Award за выдающееся качество. В рамках этой же
премии пятидверная SEAT Ibiza была признана Best of the best за высокое качество
дизайна. Все 27 членов жюри единогласно отметили в SEAT инновационность,
функциональность, качество, эргономичность и низкий уровень загрязнения
окружающей среды.
И если уж мы заговорили о победах, то нельзя не сказать
и еще об одном успехе компании - в прошлом году команда SEAT стала победителем в
личном и командном зачетах в чемпионате мира по автогонкам в классе кузовных
автомобилей (WTCC).
- На какие достоинства SEAT, на ваш взгляд, обращают
внимание российские покупатели?
- SEAT - это уникальное сочетание
спортивного и семейного автомобиля. На мой взгляд, мы предлагаем очень
интересную комбинацию высокого европейского качества и красивого внешнего вида.
Вся наша модельная линейка - очень яркая и эмоциональная. Плюс учтена одна из
вечных русских проблем - во все базовые комплектации наших машин входит пакет
для плохих дорог (повышенный дорожный просвет и усиленная подвеска).
-
Кого вы считаете своим конкурентом?
- Это европейские бренды - Peugeot и
Citroen, из неевропейских самой близкой к нам маркой я считаю Honda.
- До
конца года вы собирались серьезно усилить дилерскую сеть, но региональные дилеры
сейчас разоряются. Кризис скорректировал ваши планы?
- Из-за сложной
экономической ситуации в регионах нам пришлось пересмотреть планы по развитию
дилерской сети и практически приостановить свою деятельность в этом направлении.
Двух дилеров - в Челябинске и Самаре - мы все же потеряли. И теперь наша главная
задача - сохранить существующую сеть, состоящую из 20 дилеров. Надеюсь, что до
конца года их все же станет 23 - 24. Основное усилие будет приложено в Москве и
Санкт-Петербурге. В этом году мы также собираемся открыть дилерский центр в
Казани.
- Собственную дилерскую сеть развивать не собираетесь? У вас ведь
уже был центр "Барселона-Авто", но вы закрыли его в феврале? Опять влияние
кризиса?
- Это не связано с кризисом, изначально было запланировано, что
центр будет действовать год, не больше. Это был своего рода шоу-рум - инструмент
для того, чтобы показать нашим будущим дилерам модельный ряд, то, как SEAT
должен выглядеть. Иначе всегда будет конфликт между дилером и импортером. Каждый
обязан заниматься своим делом - импортер должен заниматься импортом, а дилер -
розницей.
Более того, когда все уменьшают дилерскую маржу, мы ее,
наоборот, поднимаем. Мы понимаем, что количественно наши дилеры продают сейчас
мало автомобилей, и мы должны им помочь выжить. Это с одной стороны. С другой -
мы обязаны думать и о покупателях, поскольку увеличенная дилерская маржа
повышает конечную стоимость автомобиля. Поэтому у нас есть машины с достаточно
высокой дилерской маржей и есть так называемое спецпредложение. Например, с июня
у нас появилась SEAT Ibiza за 450 000 руб. (получается, что цена осталась на
прошлогоднем, докризисном уровне. - Прим. "Ко"). Это было достигнуто за счет
договоренности с заводом о снижении отпускной цены, а также за счет того, что мы
урезали и свою, и дилерскую маржу.
- Прошлогоднее повышение цен не
последнее?
- Повышение цен зависит не от нас. В первую очередь это
происходит из-за инфляции как в стране-производителе, так и в стране
дистрибуции. В этом году помимо инфляции есть еще и девальвация в районе 30%.
Согласно банальной экономической логике рублевые цены должны вырасти на
30%.
Мы, как можем, пытаемся избежать резкого скачка цен. Так, последний
раз мы повышали цены на 8 - 11% в зависимости от модели лишь в декабре 2008
года. Чтобы сбалансировать эффект от девальвации рубля, мы вынуждены будем в
ближайшее время провести еще одно повышение. Со своей стороны мы будем активно
расширять линейку наших спецпредложений, аналогичных SEAT Ibiza, и по другим
моделям (Leon и Altea). К сожалению, полностью сохранить цены на уровне прошлого
года тут уже не получится.
- Президент SEAT г-н Эрих Шмитт на последнем
автосалоне в Барселоне анонсировал скорое пополнение в модельном ряду SEAT.
Когда и чего ждать?
- В ближайшее время модельный ряд SEAT Ibiza
расширится за счет появления Ibiza с кузовом универсал (Ibiza ST), плюс
ожидается появление новой модели в малом - городском классе. Так, на основе
новой разработки концерна Volkswagen - New Small Family Car, которая будет
производиться в Братиславе, SEAT планирует создать автомобиль, предназначенный
для молодежи.
- Каким вы видите дальнейшее развитие своего бизнеса в
России?
- SEAT еще не занял свою нишу на автомобильном рынке России. Если
брать за основу последние данные по европейским продажам, то там доля компании
составляет 2 - 3% от общего объема рынка. Теперь возьмем миллион автомобилей как
российского, так и импортного производства, которые будут проданы в России в
этом году. Обращаю внимание, что это мой весьма оптимистичный прогноз. Так вот,
даже при таких продажах 2% - это 20 000 машин. Мы же пока рассчитываем лишь на
3000. Так что нам есть к чему стремиться.
Из более глобальных планов - к
2018 году, когда, по прогнозам экспертов, продажи на автомобильном рынке России
будут составлять 3 млн машин в год, мы хотим взять 1,5 - 2%. А это уже минимум
45 000 автомобилей ежегодно.
СПРАВКА О КОМПАНИИ Марка SEAT входит в Audi Brand Group концерна Volkswagen. Основанная в Испании и осуществляющая свою деятельность в 70 странах, компания SEAT специализируется на производстве автомобилей с превосходным дизайном и ярко выраженным спортивным характером. Эти качества отражены в девизе компании: Auto emocion. Завод по сборке автомобилей SEAT расположен в Испании в Марторелле. |
Еще по теме
На 22 октября намечен релиз Windows 7 от Microsoft, но, похоже, новую операционную систему не очень-то и ждут.
По данным "Лаборатории Касперского", доля спама в почтовом трафике в июне в среднем составляла 84%, колеблясь от минимума в 78,3% до максимума в 88,9%.