Top.Mail.Ru
архив

Рост даже в кризис

Несмотря на небольшую известность в России, SEAT - одна из немногих автомобильных компаний, которая увеличивает свои продажи даже в кризис.


SEAT уже трижды пытался "доехать" до отечественного покупателя.
   В 1997 году продукцию испанского автогиганта начал продавать один из российских дилеров, но в следующем, дефолтном году программа была остановлена. Вторая попытка была предпринята в 2003-м. Тогда продвигать SEAT взялся концерн Volkswagen, но через год эта деятельность также была свернута. И, наконец, третья попытка выхода SEAT на российский рынок началась в середине 2007-го. Прошло два года... Об итогах, планах и перспективах рассказывает Томас Доренвендт, генеральный директор компании "Иберия Мотор Рус", официального импортера автомобилей SEAT в России.
   - Томас, когда SEAT обратился к Iberia Motor Capital Group с предложением стать импортером в России, вы проанализировали опыт предшественников?
   - Естественно. Серьезная причина не очень успешного старта - кризис 1998 года. Конечно, это не единственное, что помешало вывести автомобиль на российский рынок. Были и другие причины как тогда, так и во второй раз, в 2003 году, когда неудачной попытка оказалась уже для VW. Но мне бы не хотелось о них говорить. Это никакая не коммерческая тайна, просто не стоит публично комментировать работу наших коллег. Главное, что мы провели аналитическую работу и, надеюсь, сделали правильные выводы.
   - Как в пословице - решили учиться на чужих ошибках... Теперь-то SEAT есть чем гордиться?
   - Да! Активные розничные продажи мы начали в сентябре 2007 года. А региональные дилеры, которых мы к тому моменту нашли, начали реализовывать автомобили вообще с ноября - декабря. Поэтому итоговая цифра за 2007-й, конечно, может показаться смешной - 248 машин. Но больше просто и не могло быть. Зато в следующем году - 2182! В этом году, в отличие от многих других автоимпортеров, у которых сейчас наблюдается падение продаж (общий спад на мировом рынке автопрома я оцениваю в 55 - 65%), мы рассчитываем нашу розницу, наоборот, увеличить. Скорее всего, даже по итогам первого полугодия 2009-го мы покажем рост около 5% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го. И это успех для такого бренда, особенно в кризис. Ведь SEAT не так просто продавать. Марка россиянам пока мало известна. SEAT - это и не люксовый бренд, но ведь и не совсем дешевый автомобиль. В своем сегменте он имеет практически похожую стоимость со своим "родственником" по концерну - маркой Volkswagen.
   - Кстати, о Volkswagen… Эту марку россияне очень уважают. Насколько для вас важно показать покупателям, что SEAT - это часть VW?
   - Очень важно! И это уже не только часть нашей маркетинговой политики. Те, кто сейчас покупают SEAT, VW или Audi, прекрасно понимают, что детали, двигатели, подвески и т. д. у этих машин одинаковые, как и высокие стандарты качества. Отличия могут быть только в материалах, особенно это касается интерьера. Именно поэтому "родственник" по концерну, например Audi, и стоит дороже. Говоря о качестве, следует отметить, что в 2007 - 2008 гг. SEAT был признан в Германии самым надежным европейским автомобилем. А в этом году трехдверная SEAT Ibiza SportCoupe получила международную награду Red Dot Award за выдающееся качество. В рамках этой же премии пятидверная SEAT Ibiza была признана Best of the best за высокое качество дизайна. Все 27 членов жюри единогласно отметили в SEAT инновационность, функциональность, качество, эргономичность и низкий уровень загрязнения окружающей среды.
   И если уж мы заговорили о победах, то нельзя не сказать и еще об одном успехе компании - в прошлом году команда SEAT стала победителем в личном и командном зачетах в чемпионате мира по автогонкам в классе кузовных автомобилей (WTCC).
   - На какие достоинства SEAT, на ваш взгляд, обращают внимание российские покупатели?
   - SEAT - это уникальное сочетание спортивного и семейного автомобиля. На мой взгляд, мы предлагаем очень интересную комбинацию высокого европейского качества и красивого внешнего вида. Вся наша модельная линейка - очень яркая и эмоциональная. Плюс учтена одна из вечных русских проблем - во все базовые комплектации наших машин входит пакет для плохих дорог (повышенный дорожный просвет и усиленная подвеска).
   - Кого вы считаете своим конкурентом?
   - Это европейские бренды - Peugeot и Citroen, из неевропейских самой близкой к нам маркой я считаю Honda.
   - До конца года вы собирались серьезно усилить дилерскую сеть, но региональные дилеры сейчас разоряются. Кризис скорректировал ваши планы?
   - Из-за сложной экономической ситуации в регионах нам пришлось пересмотреть планы по развитию дилерской сети и практически приостановить свою деятельность в этом направлении. Двух дилеров - в Челябинске и Самаре - мы все же потеряли. И теперь наша главная задача - сохранить существующую сеть, состоящую из 20 дилеров. Надеюсь, что до конца года их все же станет 23 - 24. Основное усилие будет приложено в Москве и Санкт-Петербурге. В этом году мы также собираемся открыть дилерский центр в Казани.
   - Собственную дилерскую сеть развивать не собираетесь? У вас ведь уже был центр "Барселона-Авто", но вы закрыли его в феврале? Опять влияние кризиса?
   - Это не связано с кризисом, изначально было запланировано, что центр будет действовать год, не больше. Это был своего рода шоу-рум - инструмент для того, чтобы показать нашим будущим дилерам модельный ряд, то, как SEAT должен выглядеть. Иначе всегда будет конфликт между дилером и импортером. Каждый обязан заниматься своим делом - импортер должен заниматься импортом, а дилер - розницей.
   Более того, когда все уменьшают дилерскую маржу, мы ее, наоборот, поднимаем. Мы понимаем, что количественно наши дилеры продают сейчас мало автомобилей, и мы должны им помочь выжить. Это с одной стороны. С другой - мы обязаны думать и о покупателях, поскольку увеличенная дилерская маржа повышает конечную стоимость автомобиля. Поэтому у нас есть машины с достаточно высокой дилерской маржей и есть так называемое спецпредложение. Например, с июня у нас появилась SEAT Ibiza за 450 000 руб. (получается, что цена осталась на прошлогоднем, докризисном уровне. - Прим. "Ко"). Это было достигнуто за счет договоренности с заводом о снижении отпускной цены, а также за счет того, что мы урезали и свою, и дилерскую маржу.
   - Прошлогоднее повышение цен не последнее?
   - Повышение цен зависит не от нас. В первую очередь это происходит из-за инфляции как в стране-производителе, так и в стране дистрибуции. В этом году помимо инфляции есть еще и девальвация в районе 30%. Согласно банальной экономической логике рублевые цены должны вырасти на 30%.
   Мы, как можем, пытаемся избежать резкого скачка цен. Так, последний раз мы повышали цены на 8 - 11% в зависимости от модели лишь в декабре 2008 года. Чтобы сбалансировать эффект от девальвации рубля, мы вынуждены будем в ближайшее время провести еще одно повышение. Со своей стороны мы будем активно расширять линейку наших спецпредложений, аналогичных SEAT Ibiza, и по другим моделям (Leon и Altea). К сожалению, полностью сохранить цены на уровне прошлого года тут уже не получится.
   - Президент SEAT г-н Эрих Шмитт на последнем автосалоне в Барселоне анонсировал скорое пополнение в модельном ряду SEAT. Когда и чего ждать?
   - В ближайшее время модельный ряд SEAT Ibiza расширится за счет появления Ibiza с кузовом универсал (Ibiza ST), плюс ожидается появление новой модели в малом - городском классе. Так, на основе новой разработки концерна Volkswagen - New Small Family Car, которая будет производиться в Братиславе, SEAT планирует создать автомобиль, предназначенный для молодежи.
   - Каким вы видите дальнейшее развитие своего бизнеса в России?
   - SEAT еще не занял свою нишу на автомобильном рынке России. Если брать за основу последние данные по европейским продажам, то там доля компании составляет 2 - 3% от общего объема рынка. Теперь возьмем миллион автомобилей как российского, так и импортного производства, которые будут проданы в России в этом году. Обращаю внимание, что это мой весьма оптимистичный прогноз. Так вот, даже при таких продажах 2% - это 20 000 машин. Мы же пока рассчитываем лишь на 3000. Так что нам есть к чему стремиться.
   Из более глобальных планов - к 2018 году, когда, по прогнозам экспертов, продажи на автомобильном рынке России будут составлять 3 млн машин в год, мы хотим взять 1,5 - 2%. А это уже минимум 45 000 автомобилей ежегодно.

   СПРАВКА О КОМПАНИИ
   Марка SEAT входит в Audi Brand Group концерна Volkswagen. Основанная в Испании и осуществляющая свою деятельность в 70 странах, компания SEAT специализируется на производстве автомобилей с превосходным дизайном и ярко выраженным спортивным характером. Эти качества отражены в девизе компании: Auto emocion. Завод по сборке автомобилей SEAT расположен в Испании в Марторелле.