Top.Mail.Ru
архив

Розетка изобилия

Этот год был богатым на события для телекоммуникационного оператора "Комстар". Во-первых, произошла смена акционера: ОАО "МТС" выкупило акции компании у АФК "Система". Во-вторых, был решен вопрос с долей "Комстар" в МГТС: "Комстар" получит весь госпакет базового московского оператора в обмен на долю в госхолдинге "Связьинвест" и реструктуризацию долга Сбербанку. В-третьих, продолжился региональный рост "Комстар", были запущены инновационные проекты. И это все - на фоне мирового кризиса. Сергей Приданцев, президент "Комстар - Объединенные телесистемы", рассказывает об итогах уходящего года, о влиянии совершившихся сделок на бизнес компании и планах на будущее. Одно из важных изменений, которое ждет оператора, - переход на бренд МТС.
   - Какое событие года для вас является самым важным?
   - В этом году была достигнута договоренность с нашим главным акционером (на тот момент - АФК "Система". - Прим. "Ко") о размене активами с государством. Эта сделка сейчас в процессе завершения. Известно, что у "Комстара" находится 25%+1 акция "Связьинвеста". Фактически, это замороженные средства, и нам нет смысла "держать" этот пакет. В итоге обмена активами 25%+1 акция "Связьинвеста" получит государство, а мы - 23% бумаг МГТС. Кроме того, будет реструктурирован наш долг Сбербанку в 26 млрд руб., его передадут Внешэкономбанку. В результате этого процесса мы станем компанией с минимальной долговой нагрузкой. Это важнейшее событие, которое даст нам возможность реализовать свой потенциал в плане масштабного регионального развития.
   - Какова динамика абонентской базы компании в кризис?
   - Приведу в пример летние месяцы. Несмотря на кризис и на то, что лето - период отпусков, по всем показателям абонентской базы "Комстар - ОТС" продемонстрировал рост в 3% по сравнению со II кварталом. Наши главные цели - наращивание абонентской базы проводного широкополосного Интернета, рост лояльности пользователей и увеличение ARPU.
   - За счет чего набирается абонентская база, ведь в Москве довольно серьезная конкуренция?
   - Во-первых, Москва, несмотря на достаточно высокое проникновение услуг широкополосного доступа в Интернет - около 70%, продолжает демонстрировать приток числа новых пользователей, в первую очередь, за счет массового рынка. Во-вторых, мы привлекаем опытных потребителей своими дополнительными услугами. Мы работаем с этой абонентской базой через МГТС, и именно за счет подключающихся к услугам ШПД от МГТС происходит основной набор новых абонентов. Предложение МГТС сложно "перебить": единый счет с услугами проводной телефонии, причем как местной, так и дальней, все услуги в кредит, ведь абонплата традиционно начисляется в конце месяца. МГТС ввела совершенно особый, очень привлекательный для абонентов тариф Internet Light, где абонплата составляет всего 20 руб. в месяц, а подключившиеся к нему клиенты оплачивают каждый день выхода в Сеть: сколько дней человек пользуется доступом в Интернет, столько и платит. Доступно и эффективно!
   - После завершения сделки по приобретению акций МГТС произойдут ли изменения в стратегии вашего развития?
   - Не думаю, что что-то сильно изменится. Интеграционные процессы давно запущены и уже сейчас приносят свои плоды. На сегодняшний день у "Комстар" и МГТС единая транспортная телекоммуникационная сеть в Москве. Мы начали объединение инфраструктур несколько лет назад и завершили в прошлом году. В связи с кризисом мы приостановили цифровизацию сети МГТС, но это дало нам возможность "перепрыгнуть" с технологии NGN (Next Generation Network) на IMS (IP Multimedia Subsystem). Эта технология позволяет не менять оставшиеся аналоговые телефонные станции на цифровые, что само по себе дорогостоящий процесс, а создать инфраструктуру, которой управляют сервера, и подключить ко всем 1,8 млн домохозяйств услуги не только телефонии, но и ШПД, и платного интерактивного телевидения. Подобная модель цифровизации дает нам возможность существенно сэкономить: инвестиции в этот процесс, то есть в перевод 1,8 млн номеров на "цифру" в течение 3 лет, составят $400 млн, что в два раза меньше, чем потребовалось бы на NGN.
   Идея IMS состоит в следующем: в каждую квартиру приходит "широкая полоса", по которой предоставляются все основные услуги. Таким образом, нашим пользователям уже не надо будет задумываться о подключении сервиса, подписании договора и прочем: услуга уже будет у них в квартире. Включай и пользуйся! Телефонный мастер установит абонентский шлюз (для тех, кто еще в аналоговом сегменте - бесплатно), подключит его к обычной телефонной розетке и к электрической. С использованием этого шлюза, в который, кстати, встроен Wi-Fi для беспроводного доступа, можно подключить цифровой, аналоговый или IP-телефон, услуги высокоскоростного доступа в Интернет, IP TV, организовать конференц-связь и добавить многие другие сервисы. С помощью IMS мы получим широкое поле для предоставления дополнительных платных услуг и рассчитываем увеличить за счет них ARPU. Весь 2009-й год в "Комстар" и МГТС отрабатывали эту технологию, проводили испытания, а в следующем начнем модернизацию сети на основе архитектуры IMS.
   - Как отразится смена акционера на бизнесе "Комстар"?
   - Это придаст ускорение развитию ШПД в Москве и особенно в регионах. Синергия МТС и "Комстар" позволит предельно полно применять возможности обеих компаний и извлекать из этого максимум как на уровне абонентов, так и в плане взаимного использования магистральных сетей связи и прочих технологических ресурсов. Новый акционер делает возможным быстрое развертывание ШПД-инфраструктуры в масштабах страны за счет опыта "Комстар" и финансовых возможностей МТС, а также широкой узнаваемости бренда МТС в регионах и доступа к его развитой розничной сети.
   Мы будем выпускать различные совместные продукты. Первый пример - нетбук Colibri, анонсированный на днях. Это устройство поддерживает EDGE, 3G, WiMAX, Wi-Fi. Мы намерены предлагать его нашим абонентам "Стрим". Colibri будет продаваться по цене 23 900 руб., в эту сумму входит год безлимитного WiMAX. Ожидаются и другие совместные продукты.
   На организационном уровне: у нас сменился состав совета директоров, в него вошли представители МТС.
   Бренд МГТС останется: он сильный, этому названию уже более ста лет. Москвичи к нему привыкли, и выводить его смысла нет.
   - А как сейчас обстоят дела с бизнесом в регионах?
   - В регионах уровень проникновения услуг доступа в Интернет - от 5% до 20% в зависимости от конкретного города или области. У жителей регионов гораздо меньше персональных компьютеров, чем в Москве: на сто домохозяйств приходится только 17 ПК, по данным на конец 2008-го. Сегодня этот показатель увеличился, но незначительно. И в регионах killer application - это телевидение. В каждом домохозяйстве есть телевизор, в отличие от компьютера, а вот возможности получить, как в Москве, 15 бесплатных эфирных каналов нет. Чтобы смотреть ТВ, нужно подключать за деньги кабель или "тарелку". Мы же эти 15 каналов предоставляем бесплатно, а в дополнение к ним еще несколько десятков платных, самых популярных в мире. И в регионах у нас более 2 млн потребителей. Можно сравнить со столицей, где, как я уже сказал, много бесплатных каналов и гораздо больше возможностей организовать недорогой досуг вне дома: в Москве число абонентов платного ТВ по технологии IP TV - 130 000. В регионах мы выстраиваем взаимоотношения с клиентами постепенно: сначала подключаем востребованные услуги ТВ в квартире, а затем продаем другие сервисы: дальнюю связь, доступ в Интернет, голосовые услуги.
   Кстати, услуги дальней связи очень популярны в регионах. Увеличение объема трафика в сегменте междугородной и международной связи во II квартале по отношению к I-му составило 53%. Одна из причин такого взрывного роста - правильно выстроенная работа с потенциальными клиентами. Мы напрямую работаем с нашими абонентами. Например, на счетах, которые к ним приходят, написано, что для них предоставляется скидка 20%. Это эффективнее, чем завешивать Москву билбордами.