Розничные грезы
Последние три года розничная торговля развивается с поразительной быстротой. Хочется верить, что темпы роста не снизятся и впредь. И тогда через десять лет я точно не буду ездить из Выхина в центр ради коробки бельгийского шоколада.
Всех - в сеть
Розничная торговля во всем мире считается занятием не очень престижным, но очень прибыльным. Только на продукты питания россияне тратят почти половину семейного бюджета. 20% от потраченных на покупку продуктов денег - розничная наценка, непосредственная прибыль торговца.
Еще несколько лет назад ритейл практически не интересовал российских предпринимателей. "Но после крушения фондового рынка началась ротация денег и они потекли в торговлю", - говорит Андрей Масалович, президент Национального альянса управляющих и консультантов.
Этот поток инвестиций не пересохнет и через десять лет, поскольку резервов для роста у ритейла предостаточно. Низкая конкуренция в сфере цивилизованной торговли - еще один фактор, привлекающий в отрасль бизнесменов. Не случайно в 1999 году открылось больше магазинов, чем в 1997-м. Тенденция прогрессирующего роста количества магазинов сохранится еще как минимум пять - семь лет.
Уже сейчас видно, что помимо известных и сравнительно давно существующих сетей - как продовольственных, так и промтоварных - на рынке появляются новые игроки, которые стремятся открывать сразу по нескольку магазинов. Ставку на сеть делают, к примеру, торгующий одеждой "Модный базар", новая сеть торговли предметами интерьера "Мага", ООО "Золотая осень", которое открывает сразу два продуктовых магазина, и другие ритейлеры.
Цепочки магазинов с одним именем будут с каждым годом все длиннее и заметнее. Не исключено, что через десять лет мы придем к ситуации, уже сложившейся в Польше, где 80% продаж в супермаркетах приходится именно на сети.
Причем прогнозы касаются не только Москвы, но и всей России.
Региональные предприниматели не меньше московских ритейлеров понимают перспективность сетей. А вопрос о том, как сделать продукт дешевле, для регионалов, пожалуй, даже более актуален. Намерены, в частности, расширять сети своих магазинов нижегородское ЗАО "Сладкая жизнь", ЗАО "Кировский" в Екатеринбурге, компания "Паллада" в Орле.
Да и западные сети, которые, несомненно, появятся в России, будут разворачиваться не только в Москве и Питере, но и в городах-миллионерах. Wal-Mart к 2010 году в России, может, еще и не появится, но пара-тройка западных ритейлеров на рынок выйдут. Германская компания Metro (крупнейший ритейлер Европы), в частности, давно и активно ищет российского партнера для развития бизнеса в нашей стране.
Настоящие охотники за помещениями
Приход иностранцев и рост конкуренции между сетями неизбежно приведут к повышению уровня обслуживания. Если мне будет лень выходить на улицу зимним утром 2010 года, ближайший магазин наверняка с готовностью доставит мне товар на дом. Причем заказ я сделаю по Интернету. Мне уже известно о планах "Седьмого континента" развивать торговлю через Интернет.
Вообще торговля в спальных районах станет совсем не такой, как ныне. Сейчас крупные сети активно осваивают и Бутово, и Чертаново, и Митино. Тиражирование стандартов сетей приведет к тому, что конкурировать с ними ни по ценам, ни по качеству отдельные магазинчики, претендующие на работу в формате супермаркета, не смогут. Многие из них доживают свои последние дни. Стоит появиться в округе хотя бы паре магазинов, принадлежащих "Перекрестку", "Раменке" или "Седьмому континенту", как окрестные супермаркеты тут же разорятся.
Но тут есть одна проблема: строить новые магазины в обжитых районах практически негде. Купить же существующий универсам с каждым годом становится все проблематичнее. Да и не так уж много универсамов пригодны для переоборудования в супермаркет, так что за подобными объектами недвижимости идет настоящая охота - каждая из трех крупных продовольственных сетей планирует в ближайшие несколько лет увеличить количество своих магазинов в Москве как минимум на двадцать.
С поиском помещений под небольшой магазин дело обстоит проще. Такие "магазины за углом" сохранятся даже при наличии в районе большого супермаркета. Но каждого покупателя там должны будут знать чуть ли не по имени. И чтобы никакого просроченного товара.
Где купить
Доля супермаркетов по стране в целом при благоприятном развитии событий вырастет за десять лет с нынешних 0,2% до 10 - 15%. (В той же Польше, где изначально соотношение форм торговли было вполне сравнимо с ситуацией в России, доля супермаркетов и гипермаркетов в общем объеме торговли составляет 18%.) При этом сохранятся и все иные формы торговли. Изменится лишь соотношение сил.
С уверенностью можно говорить о росте числа дискаунтов - независимо от того, станет нация богаче или нет. Об этом говорит и активное развитие сети "Копейка", и планируемое открытие двух новых дискаунтных сетей в начале 2000 года. Западный опыт также свидетельствует о том, что дискаунты не жалуются на отсутствие покупателей, каким бы ни было благосостояние той или иной страны. Немецкая сеть Lidl лидирует по продажам во Франции, Aldi покоряет Америку и Австралию, Plus и Penny Markt вовсю развернулись в Восточной Европе.
Чем больше будет дискаунтов, тем острее станет их конкуренция с оптовыми рынками. Дискаунты тоже рассчитаны на экономного покупателя, но при равных с оптовыми рынками ценах они имеют целый ряд преимуществ: чистота, гарантия качества, крытое помещение.
Тенденция к усилению цивилизованной торговли приведет к кардинальным изменениям и в структуре предприятий торговли, и в поведении российского покупателя.
Часть рынков снесут, освобождая места под строительство тех же супермаркетов. Оставшиеся же рынки преобразятся, причем изменится не только их внешний, но и перечень предлагаемых товаров. Люди будут ходить на рынок за сельскохозяйственной продукцией (достаточно вспомнить популярность колхозных рынков в советское время и толкучку на сезонных базарах в Европе). По всей видимости, сохранятся и фирменные павильоны производителей. Сейчас почти на каждой "оптовке" есть ларек Петелинской птицефабрики и Лианозовского МК. Через десять лет количество фирменных точек российских предприятий наверняка увеличится, поскольку открывать киоски на рынках дешевле и проще, чем развивать собственную сеть магазинов.
Сохранятся и базары, где торгуют промтоварами. В Москве они, видимо, превратятся в аналоги "блошиных" рынков, которые есть в любом крупном западном городе, то есть станут местами, где можно найти по дешевке раритетную или супероригинальную вещь "на любителя". А торговля недорогой повседневной одеждой переместится с улиц в магазины вроде нынешних "Панинтера" или "Солянки". Появится больше магазинов при фабриках-производителях.
В любом случае через десять лет магазинов будет больше и ходить по ним будет приятнее. Исчезнут и очереди к кассам - даже в районных универсамах можно будет расплачиваться с помощью магнитной карты.
Зимним утром 2010 года вы закажете продукты по Интернету, а ближайший к дому супермаркет доставит их на дом.
Wal-Mart в России через десять лет, может, и не появится, но пара-тройка западных ритейлеров откроют свои супер- и гипермаркеты.
В маленьких магазинах "за углом" каждого покупателя будут знать чуть ли не по имени. Сельхозрынки станут еще популярнее. А оптовые непродовольственные рынки превратятся в "блошиные".