Розница как панацея

17.06.200200:00

Производители самых разных товаров все чаще сталкиваются с проблемой сбыта своей продукции. И это неудивительно. Рост ВВП по итогам прошлого года составил 6,5%, а импорт (а это прежде всего потребительские товары) увеличился на 21,7%. При этом доходы населения, по данным Госкомстата, повысились всего на 5,9%. Так что многие компании на себе почувствовали ужесточение борьбы за потребителя.

Один из возможных путей наращивания сбыта – это строительство собственной розничной сети. Так уже действуют алкогольный завод «Кристалл», открывший семь магазинов, и кондитерская группа «Красный Октябрь» с ее 30 магазинами. Но наиболее активным участником «розничной гонки» оказался владелец ростовской швейной компании «Глория Джинс» Владимир Мельников.

Бизнесмен открыл шесть магазинов под названием Jay Jeans (производное от названий двух торговых марок – Gloria Jeans и Gee Jay) в пяти городах Ростовской области. А в планах компании, по словам директора по развитию розничной сети «Глория Джинс» Леонардо Мартини, открывать несколько торговых точек в месяц и за пять лет создать сеть из трех тысяч магазинов по всей стране (часть из них будет открыта по франчайзингу). За счет собственной розницы руководители компании рассчитывают на 10-процентное увеличение прибыли уже в этом году.

«Многие швейные предприятия, особенно бывшие государственные, сталкиваются с серьезной проблемой сбыта своей продукции, – говорит топ-менеджер другой швейной компании, пожелавший не называть своего имени в печати. – Выстраивание собственной розницы – оптимальный вариант решения этой проблемы. Компании, которые могут себе это позволить, как минимум в течение ближайших полутора лет будут активно строить розничные сети».

«Глория Джинс» относится именно к таким компаниям. Ее оборот в прошлом году составил $65 млн, прямые инвестиции Мельникова в первые магазины Jay Jeans – около $260 тыс. После того как проект пройдет «обкатку» в Ростовской области, джинсовый король двинет свое «розничное войско» на юг России и в соседние регионы. Параллельно владелец «Глории Джинс» начнет штурмовать Москву и Санкт-Петербург.

Основной сбыт своей продукции «Глория Джинс» сейчас осуществляет через оптовиков, число которых только в Москве и Московской области (по данным компании на февраль) достигает 2,5 тыс. При этом 80 – 90% продаж ростовчан приходится на уличные вещевые рынки. Учитывая их возможную ликвидацию (о чем любят говорить столичные чиновники) ход Мельникова выглядит вполне оправданным.

Однако не все участники рынка разделяют оптимизм руководителей «Глории Джинс». «Осуществление этих планов маловероятно, – считает Наталья Коновалова, директор отдела закупок компании «Джинсовая симфония». – Для такого количества магазинов в России просто недостаточно городов». «Это просто нереальная цифра. Получается примерно по 30 магазинов на город», – вторит Андрей Григорьев, глава российского сервис-офиса Benetton. Для сравнения: у Benetton всего 5 тыс. магазинов по всему миру.

Кроме того, собственная розница может разрушить уже существующую систему сбыта, хотя в компании Мельникова утверждают, что не намерены от нее отказываться. «Появление даже нескольких сотен магазинов отсекает любые дистрибуторские контакты, – говорит Андрей Григорьев. – В любом случае оптовики будут вынуждены «сверять часы» с фирменными магазинами в своем городе».

«Дистрибуторские сети сейчас являются основным каналом сбыта, и закрыть их в одночасье просто нереально», – рассуждает Юрий Гуменюк, глава компании «Георг», владеющей Тверской швейной фабрикой. Однако, почувствовав перспективу остаться через несколько лет не у дел, оптовики уже сейчас могут начать искать применения своих сил в других направлениях. Так что в случае реализации хотя бы части своих амбициозных планов «Глория Джинс» рискует потерять большинство своих прежних партнеров. И кажущаяся панацеей собственная сеть магазинов может не помочь расширению сбыта.