Розница не для ЮКОСа
Полтора года продлился брак торговой сети «Копейка» c нефтяной компанией ЮКОС. В январе 2002 года ЮКОС купил 50,5% акций торговой сети, рассчитывая построить с ее помощью магазины на своих АЗС (по примеру супермаркетов BP). Ни одного магазина на заправке за это время не открылось, хотя формат, по сведениям «Ко», был разработан, существовали и договоренности с поставщиками оборудования. Две недели назад нефтяники отправили в отставку президента и основателя сети Александра Самонова. А на прошлой неделе стало известно, что пакет акций «Копейки», принадлежащий ЮКОСу, выставляется на продажу.
Отчасти это решение может быть связано с подготовкой нефтяной компании к собственной продаже, о которой давно уже ходят слухи на нефтяном рынке, – иностранных гигантов вроде ChevronTexaco и ExxonMobil непрофильный актив вряд ли заинтересует. Еще одна причина выхода из розницы – расхождение во взглядах на развитие проекта между акционерами (кроме ЮКОСа это Самонов – 29,7%, гендиректор сети Сергей Ломакин и директор по логистике Артем Хачатрян – по 9,9%). Представители ЮКОСа после сделки говорили о появлении партнера для развития магазинов на АЗС, представители сети – о приходе стратегического инвестора.
Официально стороны не делают никаких заявлений о продаже пакета. «С момента приобретения акций «Копейки» компания неоднократно получала различные предложения от российских и иностранных инвесторов. Однако к настоящему моменту не существует каких-либо договоренностей о продаже ЮКОСом своего пакета в «Копейке», – говорит представитель нефтяной компании. – Вместе с тем, как и в случае с любым другим активом, если за акции «Копейки» будет предложена устраивающая нас цена, компания рассмотрит подобные предложения».
Характерно, что не только ЮКОС избавляется от непрофильных розничных активов. К примеру, компания «Нефтехимпром» не первый год ищет покупателя на сеть дискаунтеров «Продмаг». В августе концерн «Россиум» продал компании «Марта» (сеть Spar) 100% акций сети «Столица-Север» за $22 млн. Основные претенденты на покупку пакетов непрофильных акционеров – платежеспособные ритейлеры. «Наиболее целесообразный с точки зрения экономики способ развития ритейлеров – поглощение других сетей, – заявил на пресс-конференции по поводу приобретения сети «Столицы-Север» Георгий Трефилов, президент холдинга «Марта». – Владельцы небольших сетей, для которых этот бизнес не является профильным, не в состоянии контролировать бизнес-процессы. Их прибыль в рознице меньше, чем прибыль профильных бизнесов. Сегодня им проще выйти из проекта с фиксированной прибылью».
Помимо ритейлеров-конкурентов на пакет ЮКОСа в «Копейке» претендуют отцы – основатели сети. Договоренности со сторонними инвесторами вроде бы достигнуты (речь может идти о $60 млн – $80 млн). «Сейчас ритейл в моде у инвесторов – с правильной стратегией на рынке все еще можно занять большую долю, а потом с прибылью продать свои акции или вывести компанию на IPO. Так что теоретически основатели «Копейки» могут найти внешнего инвестора. Важно, чтоб их взгляды на развитие бизнеса совпадали, чего, видимо, не случилось в ситуации с ЮКОСом. В мире мало примеров, когда розничная сеть успешно развивается и на АЗС, и в формате супермаркета», – говорит Владимир Савов, аналитик инвестиционной компании Brunswick UBS Warburg.
По мнению Кирилла Терещенко, национального менеджера по работе с ключевыми клиентами компании Dirol-Cadbury, наиболее вероятен вариант выкупа акций менеджерами сети. «Ценность «Копейки» складывается из профессионализма команды, стоимости брэнда, ею созданного, и высокой технологичности сети, – говорит Терещенко. – Если продажа будет связана с уходом команды, никто не выиграет». Пока «Копейка» работает в обычном режиме.