Розы с запахом роскоши

14.02.202219:38

Святой Валентин — главный промоутер цветочной продукции в «мертвый» зимний сезон. В День всех влюбленных цветы — традиционный подарок. Букету радуется каждый пятый россиянин. При этом его стоимость растет уже несколько лет подряд. Это глобальная тенденция, на которую влияет подорожание затрат на логистику, энергоносители и дефицит рабочей силы. В российских условиях положение усугубляется критической зависимостью от импорта. Святой Валентин и Роза Люксембург с Кларой Цеткин прибавят в этом году к стоимости роз и тюльпанов около 10%.

Тюльпановый суверенитет

Как подсчитали в ассоциации «Теплицы России», импортные цветы растут в цене из-за увеличения стоимости доставки. Это касается в первую очередь продукции из Кении или стран Латинской Америки. Еще один фактор повышения цены — подорожание газа в Европе, из-за чего нидерландские производители решили сэкономить на теплицах и сократить площади посадки в ожидании более теплого сезона.

В закупке импортный тюльпан подорожал примерно на 30% — до 45-55 рублей за штуку, подсчитал сервис FLOWWOW. В два раза, по сравнению с прошлогодними показателями, выросла стоимость доставки «зеленого груза» — до $8,5 за килограмм веса из, например, Эквадора в Амстердам, а его еще нужно перевезти в Москву.

Казалось бы проблемы с импортом открывают прилавок возможностей для российских игроков, но и они уже приготовились к убыткам.

Исполнительный директор ТК «Подосинки», член ассоциации «Теплицы России» Ирина Земцова прогнозирует снижение валовой выручки в День святого Валентина и на Восьмое марта. Она сомневается, что в праздничный период удастся вернуть потерянную из-за сокращения потребительского спроса прибыль: экономические последствия пандемии ощущают и покупатели, и бизнес.

По мнению гендиректора компании «Технологии Роста» Тамары Решетниковой, в 2020-м из-за пандемийных ограничений случился провал в сегменте superfresh — цветов продавалось меньше, но за счет увеличения их цены удалось сохранить показатели в денежном выражении. «В 2021 году цены подросли еще на 15% и это не предел», — сказала «Компании» Тамара Решетникова.

Российский цветочный рынок — один из самых импортозависимых. Доля иностранной продукции, в зависимости от региона и видов цветов, составляет от 85% до 100%. Например, набирающая популярность эустома в России вообще не выращивается. Но даже довольно успешно культивируемые в России розы или тюльпаны критически зависят от импорта посадочного материала.

Как замечает Решетникова, в отличие от других рыночных сегментов с высокими темпами вытеснения импорта качественными аналогами, в цветочном бизнесе практически ничего не изменилось за последние 8-10 лет после введения эмбарго.

Единственный сегмент, в котором доля импорта снизилась — производство тюльпанов. «Это фактически единственное направление, которое за последние годы показало хороший рост. Российские тюльпаны вполне соперничают с голландскими. Сейчас в стране появилось очень много тепличных комплексов, выращивающих тюльпаны на срез и занимающихся межрегиональной логистикой», — подчеркивает Тамара Решетникова.

С тюльпанами, по мнению цветоводов, все немного проще: процесс и инвестиции под силу даже мелким фермерским хозяйствам: достаточно весенних теплиц без дополнительного освещения. В то время как розы, герберы или хризантемы можно выращивать только в зимних теплицах с регуляцией климата. Единственная проблема, с которой сталкиваются, тюльпановоды — луковицы закупаются за рубежом. Попытки разводить самостоятельно приводят к тому, что через пару лет у таких растений теряется качество цветка.

Розовая экспансия

За исключением короткого периода в феврале-марте, когда на прилавках царит тюльпан, всесезонным спросом пользуется роза, но требования к ее внешнему виду меняются.

«Десять лет назад королевой цветочного рынка была южноамериканская роза, которую отличали высокий прямой стебель, шипы, большой бокал бордового или красного цвета. Сейчас спрос смещается в сторону роз другого типа — с меньшим, но более интересным по окраске, бокалом, и с ярким запахом».

Соперничают с розами эустомы, герберы, кустовые хризантемы и тюльпаны. «В целом мы видим гораздо более демократичный подход к выбору цветов. Полутораметровый букет уступает место небольшому, более душевному букету в пастельных оттенках. Такие цветы чаще выбирает молодежь. Однако формирование букета сильно зависит от того, насколько насыщен свежей срезкой региональный рынок. Если в Москве и Петербурге все прекрасно, в большинстве российских городов выбор скудный», — утверждает Тамара Решетникова.

Розы научились довольно успешно выращивать и в России. Современные розарии с хорошим качеством цветка есть в Подмосковье («Подосинки»), Адыгее, Мордовии, Белгородской области. С прошлого года начали выращивать розы на срезку в первом в Сибири тепличном комплексе «ТК Новосибирский». В 2021-м году производитель выделил под розы 2 га вместо овощей, а с января 2022-го площадь увеличил площадь в два раза, поскольку цветок пользуется спросом. До этого все цветы в Сибири были исключительно привозными, а так как поставлялись они через московские хабы, то стоимость продукции существенно возрастала.

Технологии закрытого грунта позволяют выращивать все, но это очень дорого. В Бурятии есть единственный в России, хотя и очень маленький, тепличный комплекс, где производят горшечные орхидеи, которые вполне могут соперничать с тем продуктом, что поставляют из Польши и Нидерландов. Также есть примеры, где на очень маленьких площадях выращивают герберы или лилии.

«Вырастить цветок в открытом грунте, как это делают в Южной Америке или Африке, намного дешевле, чем в теплицах, где большие затраты на электричество и сами конструкции. Это принципиально другого рода затраты. Самая главная проблема для отечественных цветоводов в том, что сделать себестоимость отечественных цветов сопоставимой с себестоимостью продукции из Африки или Южной Америки — невозможно», — заключила Решетникова.