Top.Mail.Ru
архив

РПЦ КПСС

Священник и член Московской Хельсинкской группы Георгий Эдельштейн обратился с письмом к президенту РФ в связи с награждением митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия орденом Дружбы. Содержание письма вкратце сводится к тому, что указанный выше награжденный был атеистом, сотрудником КГБ в офицерском звании, отправленным работать в РПЦ, и что об этом уже давно говорил один их почтенный церковный коллега, и что потому негоже возносить на литургии имя атеиста. Вначале может показаться, что письмо призвано объяснить, кто более матери-истории ценен в ситуации, если откроется вакансия на должность Патриарха Московского и всея Руси: сам Мефодий или его конкурент, митрополит Смоленский Кирилл. Однако чуть ниже автор письма сообщает, что и отец Кирилл, прямо сказать, тоже не из пехоты, поскольку руководил отделом внешних сношений и выполнял некоторые задачи. Проводя дальнейшее сравнение кандидатов, отец Георгий отмечает необычайные таланты обоих в области коммерческой: одного, в свое время состоявшего в должности главного церковного хозяйственника, и другого, хорошо себя зарекомендовавшего уже во времена рыночной экономики.

Если вообще подходить к означенным церковным проблемам со светской точки зрения, то можно бесконечно пенять на то, что все наше руководство вышло из рядов активистов КПСС. Но ведь было их, коммунистов, около пятнадцати миллионов, соответственно и руководителей различных, больших и малых, до черта. Хотя коммунистов по убеждению среди них было еще меньше, чем верующих в номенклатуре РПЦ. Где, как указывает автор письма президенту, была сильна офицерская атеистическая составляющая. Ну что делать, если негде брать бесчисленных чиновников, кроме как из бывшего коммунистического актива. И в церкви, возможно, руководство не считает вышеуказанное сотрудничество недостатком и больше ценит опыт работы, нежели репутацию. Беспокойство автора письма по поводу бывших агентов, которым в Церкви не место, порой кажется чрезмерным. Потому хотя бы, что и КГБ не тот (хотя, возможно, это вопрос времени), да и РПЦ тоже не совсем та. Во всяком случае, нужно учитывать ее стремление влиять на многие светские вопросы, максимально использовать кремлевские контакты, а также принимать во внимание желание установить ортодоксальную «монополию», которая нарушает конституционные права граждан на свободу вероисповедания. В свете заявлений об отделении церкви от государства подобные намерения выглядят сомнительно. О чем тоже было бы нелишне написать президенту, напомнив в очередной раз, что реальных членов РПЦ в России, по разным оценкам, от 3% до 6%. Каковых, заметим, по новой квоте, было бы недостаточно для прохождения в Думу. Это к слову о защите интересов различных групп населения.

В известном фильме «Республика ШКИД» преподаватель физкультуры Косталмед говорит директору Викниксору: «Я же вам докладывал: на кухне неблагополучно». Даже если не брать в расчет подробности нехороших поступков церковных иерархов, тот факт, что священник (пусть и из Хельсинкской группы) обращается к главе государства с призывом навести порядок внутри руководства РПЦ (чего тот, разумеется, делать не будет), доказывает, что здесь тоже не все в порядке. Братья Кирилл и Мефодий вместе создавали славянскую письменность. Современные российские Кирилл и Мефодий стали поводом для предвыборного внутрицерковного скандала, освещаемого многими СМИ. У церкви вполне светские проблемы, потому что она слишком близка к государству. Это вовсе не та конвергенция, которая кому-либо полезна, но такова реальность. Рядом оказались: иерархи РПЦ, среди которых много бывших сотрудников КГБ, и представители различных ветвей власти, среди которых множество экс-активистов КПСС и того же бывшего КГБ. Вот они и нашли общий язык. А что получилось, то получилось.

Что же касается отсутствия у претендентов на пост патриарха необходимых качеств, то это не наше, не светское дело. Возможно, нет у Него других подходящих священников для руководящих постов в РПЦ.

Еще по теме