РСПП проиграл первый раунд
НА 11 МАЯ запланировано заседание Национального совета, где правительству предстоит принять решение об окончательном варианте пенсионной реформы. Однако, по сути дела, решение уже принято: в бюджетном послании президента Владимира Путина говорится о том, что до конца текущего года следует определить механизм перехода к новой модели пенсионной системы, которая все-таки будет включать накопительную составляющую. То есть предпочтение отдано тому проекту пенсионной реформы, который разработал нынешний руководитель государственного ПФ Михаил Зурабов.
Таким образом, РСПП, представивший недавно альтернативную концепцию пенсионной реформы, в разработке которой также принимали участие НПФ и страховщики, проиграл первый раунд Зурабову. До сих пор власть прислушивалась к предложениям возглавляемого Дерипаской, Алекперовым, Фридманом, Потаниным и другими успешными бизнесменами РСПП с достойной похвалы внимательностью. Мысли РСПП по поводу налога на прибыль, валютного режима, импортного тарифа и даже налогов на ТЭК правительство принимает почти как руководство к действию. РСПП продвигает также свои идеи по поводу будущего РАО «ЕЭС» и МПС, однако реакция государства на проект пенсионной реформы показывает, что ситуация сильно меняется, когда дело доходит до «капиталоемких» реформ.
Работодатели, НПФ и страховые компании обвиняют Зурабова в том, что он «гребет все под себя», а глава ПФ просто не обращает внимания на жалобщиков, благо в Национальный совет по пенсионной реформе они не входят. До сих пор предложения ПФ и Минэкономразвития по пенсионной реформе не обсуждались публично. Не то чтобы информация закрыта, но идет «чисто межведомственное согласование». «Зурабов к каждому заседанию предлагает новую концепцию, которая якобы что-то учитывает. Но эти предложения не обсуждаются. Возникает вопрос: пенсионная реформа – это дело лично господина Зурабова? Или, может быть, дело касается и тех, кто деньги платит: работодателей и самих работников?» – возмущается вице-президент негосударственного пенсионного фонда «ГАЗФОНД» Андрей Столяров. Желание участвовать в разработке документов подтверждает и президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.
Сильнее всего частники критикуют идею «виртуального» накопления средств, разработанную Михаилом Зурабовым: средства, которые предполагается «условно накапливать», в реальности пойдут на выплату пенсий существующим пенсионерам. «Условно-накопительная система – это та же распределительная система, на которую нет денег, но с элементом неконтролируемого распоряжения фондами. А это очень благодатная почва для коррупции», – считает Сергей Кабалкин, гендиректор НПФ «Интеррос-Достоинство». Считая свою позицию «исторически выигрышной», финансисты, однако, сомневаются в успехе, после того как мнение главы государства было высказано столь однозначно. Но результатом зурабовской реформы станет еще большее, чем сейчас, выведение гигантских сумм из-под контроля общества, а столь очевидный маневр может и не пройти. «Стопроцентной управляемости не существует, – говорит Сергей Кабалкин. – Сейчас у Зурабова и правительства все идет хорошо, но, когда документы получат публичную огласку, возможна коррекция. Диалог еще будет».
ВРЕЗ
ПЗ Ключевые позиции альтернативной концепции РСПП
– выплату и сбор платежей должны осуществлять органы исполнительной власти;
– накопляемые средства не могут тратиться на выплату текущих пособий;
– расходы на оплату труда должны быть выведены из-под двойного налогообложения (уплаченный соцналог учитывается затем в базе косвенных налогов;
– возможность добровольного выбора между государственным и негосударственными пенсионными фондами и СК на паритетных началах, при двух-, а не трехуровневой структуре пенсии;
– работник имеет право застраховать свои пенсионные накопления;
– пенсионные фонды получают право размещать средства в иностранных ценных бумагах под гарантии зарубежных СК;
– государственный ПФ должен отвечать перед органами госвласти, правительством (пока ПФ получает статус некоммерческой организации);
– должен быть обеспечен тройной контроль над сохранностью пенсионных накоплений (правительство, работники, работодатели);
– обязательные пенсионные выплаты должны быть «откреплены» от размера оплаты труда;
– должно быть устранено дублирование функций, сокращены непомерные расходы на аппарат, занимающийся пенсионным обеспечением;
– ликвидируются льготные основания получения общефедеральных пенсий;
– гарантированная пенсия выплачивается из общих налогов и имеет федеральную и региональную составляющие.