Top.Mail.Ru
архив

Рука на рубильнике

Специальная комиссия ЕС завершила расследование критической ситуации на европейском энергетическом рынке. Брюссель готов выдвинуть обвинения против немецкого E.ONRuhrgas и других концернов-монополистов: установив завышенные тарифы на энергию, они разорили сотни потребителей.

 

Как сообщает британская медиакорпорация BBC, получившая доступ к материалам комиссии, энергетические рынки в большинстве европейских стран оказались во власти национальных и региональных монополий. В Германии правят бал E.ONRuhrgas и RWE, во Франции – ElectricitedeFrance, в Италии – ENI. Крупнейшие компании связаны друг с другом сетью долгосрочных соглашений о поставках газа и электроэнергии. Это помогает им душить конкурентов и оптимизировать налоги. При этом внутренние рынки становятся непрозрачными, а развитие ряда отраслей промышленности замедляется из-за высоких цен на энергию. Журналисты BBC предложили Комиссии наказывать монополистов штрафами в размере до 10% от их ежегодного товарооборота, а самых циничных подвергнуть раздроблению. Однако чиновники из Брюсселя вряд ли решатся на столь радикальные шаги. Они опасаются всерьез ссориться с концернами, во власти которых погрузить Европу во тьму.

 

Беспросветный монополизм

 

Для немецкого энергетического гиганта Е.ONRuhrgas это уже не первое антимонопольное расследование. Еще несколько месяцев назад Еврокомиссия внимательно изучила договоры E.ONRuhrgas с российским «Газпромом» и пришла к выводу, что концерны практикуют нечестную игру на газовом рынке. Немецкий энергетический гигант получал право продавать российский газ за пределами Германии по долгосрочным контрактам, что вызвало беспокойство комиссара ЕС по проблемам конкуренции Нэли Кроэс. Она сочла, что подобная практика ограничивает возможности конкурирующих компаний и ставит значительное число европейских потребителей в зависимость от E.ONRuhrgas. Концернам пришлось внести изменения в договоры, что в целом удовлетворило Брюссель. Однако деятельность немецкого монополиста осталась в сфере особого внимания национальных и общеевропейских антикартельных ведомств.

В адрес E.ONRuhrgas в последнее время часто звучат обвинения в подрыве алюминиевой промышленности и других энергоемких индустрий Германии. Гамбургский алюминиевый завод стал первым немецким предприятием, которое закрылось из-за высоких цен на электричество. Увеличение тарифов на 30% с начала 2005 года оказалось не по карману производителям алюминия. Без работы осталось 450 человек, а 400 сотрудникам фирм-поставщиков теперь придется искать других заказчиков. E.ONRuhrgas как раз обслуживает север Германии, и рост тарифов в Гамбурге – его «заслуга».

Германский союз потребителей энергии (VerbandderindustriellenEnergie-undKraftwirtschaftVIK), объединяющий 80% предприятий страны, опубликовал свои расчеты, из которых следует, что промышленным потребителям электроэнергия сейчас обходится на полмиллиарда евро дороже, чем год назад. Больше чем немцы, за электричество платят только в Швейцарии и в Италии.

 

Властелины розеток

 

Энергетические концерны при этом снимают с себя ответственность за рост тарифов. Они объясняют его постоянным увеличением стоимости энергоносителей, а также подорожанием так называемых CO2-свидетельств – сертификатов на выброс в атмосферу двуокиси углерода в соответствии с Киотским протоколом. Растущие цены на нефть и природный газ вынуждают немецких производителей электроэнергии отказываться от их использования и переходить на уголь, запасы которого в Германии значительны. Сейчас почти 25% энергии в стране добывается путем сжигания каменного и бурого угля, а поскольку этот процесс загрязняет атмосферу в значительно большей степени, чем сгорание газа, цены на «киотские» сертификаты тоже взлетели.

Потребители таким оправданиям не слишком верят. Эксперты Союза потребителей энергии подсчитали, что за истекший год цена на газ, эквивалентный производству 1 кВт/часа возросла в Германии на 7,5%, а тарифы на электроэнергию подскочили за тот же период в шесть раз. Увеличение рыночной стоимости CO2-свидетельств на 1 евро ведет к росту энерготарифов на 0,5 евро. Однако, как пишет германский экономической еженедельник Wirtschaftswoche, многие потребители предполагают, что энергетические концерны сами манипулируют ценами на Лейпцигской бирже, где ведется торговля «киотскими» сертификатами. Компаниям E.ONRuhrgas, RWE, EnBW и Vattenfall, которые контролируют 80% национального энергетического рынка, принадлежит 65% всех немецких CO2-свидетельств. Они обычно покупают их напрямую у правительства, а в этом году и вовсе получили бесплатно. На Лейпцигской бирже обращается лишь 30% сертификатов, причем продавцами обычно выступают сами энергетики. Они же и раздули на них цены.

Наиболее близко к истине предположение, что нынешний рост цен – это эхо громкой кампании по либерализации энергетического рынка Германии, развернутой в 1998 году. Тогда, следуя обещаниям правительства, тарифы снизились, но продолжалось это недолго. Потом компании, предлагавшие электроэнергию по низким ценам, начали банкротиться одна за другой. Как считается, не без помощи Е.ON и других лидеров рынка. Сейчас расходы потребителей электроэнергии выше, чем до либерализации.

Томас Хаген, глава Общества потребителей в земле Шлезвиг-Гольштейн, полагает, что причиной тому служит сговор между ведущими концернами, которые зафиксировали очень высокую плату с производителей электроэнергии за доступ к электросетям. E.ON и RWE, владеющие электросетями большинства регионов Германии, открыто злоупотребляли своим монопольным положением. Для независимых производителей расходы на подключение к их сетям достигают 35% себестоимости электроэнергии. В конечном счете эти деньги все равно платят потребители.

 

Электрошоковая терапия

 

В начале 2006 года в Германии вступит в силу новое энергетическое законодательство. Оно, в частности, предусматривает создание регулирующего ведомства, которое начнет вести постоянный мониторинг тарифов на электроэнергию в немецких землях и сравнивать их с ценами в других европейских странах. Плата за сетевой доступ будет приведена в соответствие с расходами по эксплуатации сетей. Их владельцев обязали подготовить детальные отчеты о затратах на поддержание сетевых хозяйств в рабочем состоянии и доходах, которые приносит предоставление услуги подключения к ним.

E.ON и RWE, не дожидаясь конкретных шагов со стороны регулятора, в конце октября объявили о снижении платы за пользование своими сетями. Безусловно, это приведет к снижению расходов конечных потребителей на электроэнергию, но германскую алюминиевую промышленность уже вряд ли спасет. Потребители, впрочем, этот жест доброй воли тоже не оценили: Союз VIK, например, недавно выступил с требованием национализации электрических и газовых распределительных сетей.

 

Четвертый рейх

 

Мюнхенская штаб-квартира концерна E.ON открыла свои двери в 2000 году, когда немецкий энергетический рынок захлестнула волна либерализации. В то время «красно-зеленая» правительственная коалиция смотрела сквозь пальцы на слияния энергетических фирм. Возражений антимонопольного ведомства против объединения E.ON с газовой монополией RuhrgasAG в марте 2003 года тоже не последовало. После покупки концерном E.ON старейшей газовой компании Германии, в его руках оказалась не только значительная часть энергетики Центральной Европы, но и паневропейский газовый рынок.

E.ONEnergy – энергетическое подразделение E.ONRuhrgas– сейчас обслуживает более 21 млн потребителей электроэнергии в Германии. Выручка компании в 2004 году составила $66,52 млрд, а чистая прибыль – $5,88 млрд. Дочерняя фирма E.ONKernkraft является самой крупной в Европе компанией, управляющей атомными электростанциями. Располагая мощностями 8500 мВт, она производит ежегодно 66 млрд кВт/часов электроэнергии. Другая «дочка» – E.ONWasserkraft – ведущий производитель энергии из возобновляемых источников с установленными мощностями 3100 мВт. Сетевая компания E.ONNetz владеет электросетями общей протяженностью 32 500 км – это самое большое в Европе частное сетевое хозяйство. Кроме того, «в кармане» концерна – еще десятки электростанций, работающих на угле, газе и мазуте.

В нынешнем году E.ON завершила структурную перестройку, предусматривающую концентрацию компании на производстве и распределении электроэнергии и добыче природного газа. Из непрофильных активов после продажи таких крупных предприятий, как Viterra и RuhrgasIndustries, у концерна остались только акции химической фирмы Degussa, a также австрийской компании мобильной телефонной связи One. Географически концерн делает ставку на освоение рынков государств Центральной и Восточной Европы, где у него по состоянию на конец 2004 года было более 14 млн клиентов.

В Восточной Европе концерн ведет планомерную работу по установлению контроля над энергетиками стран, недавно вступивших или вступающих в ЕС. В Болгарии E.ONRuhrgas приобрел контрольные пакеты акций региональных поставщиков электроэнергии Varna и GornaOryahovitza. Таким образом, ему удастся контролировать примерно четверть рынка производства и снабжения электроэнергией этой страны. В Румынии после приватизации летом прошлого года региональных поставщиков электроэнергии ElectricaOltenia и ElectricaMoldova концерну удалось получить 51% их акций и захватить контроль над 11% национального энергетического рынка. В Венгрии концерн создал дочернюю фирму E.ONHungaria, которой принадлежат три ведущих поставщика электроэнергии. Заметную активность E.ONRuhrgas развил в Чехии, Словакии, Польше, а также в странах Бенилюкс, Швейцарии и Австрии.

 

План Барбаросса

 

Конечно, концерн не брезгует и работой на традиционных рынках, особенно если она связана с приобретением месторождений энергоносителей. Именно этим объясняется сентябрьская сделка по покупке британской газодобывающей компании CaledoniaOilandGasLimited (COGL) за 690 млн евро. Эта сумма, правда, включает в себя и «финансовые долги» британцев. Таким образом, E.ONRuhrgas совершил еще один шаг к достижению цели, сформулированной в стратегической концепции предприятия: обеспечить 15 – 20% потребности в природном газе за счет собственной добычи.

Это позволит ему еще в большей степени диверсифицировать закупки газа. Британская компания COGL располагает долевым участием в общей сложности в 15 месторождениях природного газа в южной британской части Северного моря. Ежедневный объем добычи составляет порядка 100 млн куб. м газа. Кроме того, по данным британского издания TheBusiness, у COGL есть собственные запасы природного газа в объеме 14 млрд куб. м, которые предполагается освоить в ближайшее десятилетие. COGL принадлежит общество по торговле газом CaledoniaEnergyTraidingLtd. и две газопроводные системы. До сих пор немецкий концерн в объеме реализованного им газа располагал лишь 1% топлива собственного производства. Благодаря приобретению британской компании E.ON сможет покрывать уже около 5% своих потребностей.

В 2003 году Powergen – дочерняя компания E.ON в Великобритании – купила распределительную электросетьMidlandsElectricity. Поглощение E.ON самого Powergen в 2001 году за 15 млрд евро оценивалось немецким журналом Manager-magazin как одна из самых удачных сделок года. Однако там же, на британских островах, концерн претерпел и самое болезненное поражение. В 2005 году неудачей закончилась попытка E.ONRuhrgasприобрести английскую энергокомпанию ScottishPower за $19, 4 млрд.

Совет директоров ScottishPower счел эту цену слишком низкой, и, кроме того, перспектива возникновения на английском рынке нового крупного игрока не понравилась правительству Соединенного Королевства. ScottishPower входит в число ведущих поставщиков электроэнергии и газа в Великобритании и является пятой по величине английской энергокомпанией. Основной регион ее присутствия – Южная Шотландия. Компания имеет в Великобритании более 5,1 млн клиентов, снабжая газом и электроэнергией как крупных промышленных потребителей, так и частных лиц. В группу входит также фирма SPStrategicTransactions, которая активно работает в сфере возобновляемых источников энергии, в частности, занимается строительством и эксплуатацией ветровых электростанций на Британских островах. Если бы немцам удалось заполучить ScottishPower, то в их руках оказалась бы почти треть энергорынка Англии.

В какой-то мере это поражение было компенсировано поглощением в сентябре этого года голландского электро- и газового концерна NREEnergie, что открыло E.ONRuhrgas выход на рынок Нидерландов. Немецкий энергоконцерн, несмотря на гневные окрики со стороны потребительских объединений и антитрастовых органов, продолжает активную политику поглощений национальных энергетических компаний в странах ЕС. Прежде всего в тех, где он не встречает серьезного сопротивления со стороны французских и итальянских конкурентов.

 

 

Еще по теме