Рупор Мердока
Руперт Мердок - один из крупнейших медиа-магнатов планеты. Он начинал свой издательский бизнес с малотиражной провинциальной газеты в Австралии. Теперь активы его мультинациональной News Corporation оцениваются в $33 млрд. Мердок сделал карьеру на пренебрежении норм общественной морали и коммерческой этики.
Юный ленинец
Будущий владелец транснациональной корпорации родился 11 марта 1931 года на окраине мира - в местечке Краден под Мельбурном, Австралия. Он был единственным мальчиком в семье Кейта Мердока, главного редактора мельбурнской газеты Herald. Мать хотела воспитать из Руперта мужчину, привыкшего полагаться на собственные силы, поэтому, едва сыну исполнилось семь лет, она отправила его в школу-пансион (по-нашему - интернат) с напутствием "научиться жить среди чужих людей".
Многолетнее пребывание в пансионе позволило Руперту сделать вывод: "Если хочешь стать первым, будь сам по себе и ни с кем не заводи близких отношений".
Уже подростком Руперт начал строить планы на будущее. Он видел, каким авторитетом в округе пользуется отец, и решил, что тоже займется издательским делом. После окончания школы Руперт работал некоторое время в Herald внештатником, пока в 1950 году отец не отправил его набираться ума в Оксфорд.
Учился Руперт так себе и в 1953 году лишь с трудом сдал выпускные экзамены, получив самые низкие из возможных оценок. Чем он отличился в консервативном Оксфорде, так это своим показным политическим радикализмом. Руперт регулярно посещал лейбористский клуб и держал у себя в комнате бюст Ленина, которого называл "великим учителем". Это увлечение можно было бы списать на юношеский нонконформизм, но Мердок уже в куда более зрелом возрасте говорил, что Ленин был для него по значимости вторым после отца человеком. Чем Мердок-бизнесмен похож на этого политика, так это упорством, бескомпромиссностью и стремлением подчинять своим целям людей и обстоятельства.
В 1953 году Кейт Мердок умер, оставив сыну в наследство газету Adelaidе News. Руперту так не терпелось поскорее заняться желанным делом, что он начал руководить изданием прямо из Оксфорда, доучиваясь на последнем курсе. Осенью он возвратился в Австралию и тут же получил предложение от крупнейшей газеты города продать за полцены свое малодоходное издание. С намеком, что в противном случае его просто разорят.
Но Руперт не только не испугался мощных конкурентов, но и опубликовал их конфиденциальное письмо на первой странице своей газеты. Это выходило за рамки принятых правил, поэтому от молодого издателя на некоторое время отвернулся весь городской истеблишмент. Мердок впоследствии говорил, что тот некорректный по местным меркам поступок "задал тон всему последующему поведению" его компании.
Молодому издателю, отстоявшему независимость, удалось постепенно увеличить популярность своей газеты. В 1956 году на заработанные деньги Мердок прикупил еще пару провинциальных изданий. Но для развития средств явно не хватало, и Мердок попросил кредит у банка Содружества в Сиднее. Молодому предпринимателю открыли кредитную линию в $150 млн, которые он вложил в новые проекты. В 1959-м начала работать телекомпания в Аделаиде, а затем Мердок вышел и на издательский рынок таких крупных городов, как Мельбурн и Сидней.
Все издания Мердока зарабатывали деньги на публикациях скандальных историй и сенсаций. Мердок изначально считал журналистику частью индустрии развлечений.
Мердок-олигарх
В 1964 году Мердок создал и респектабельную газету. The Australian стала для него средством политического и общественного влияния. Это издание было убыточным на протяжении почти 20 лет, но Мердок продолжал вкладывать в газету деньги, рассчитывая на политические дивиденды. В 1975 году он использовал The Australian для поддержки на выборах своего кандидата в премьер-министры. Благодарный избранник впоследствии посодействовал принятию выгодных для Мердока законов о телевещании.
На международный рынок Мердок вышел в известной мере благодаря случаю. В начале 1968 года один из его оксфордских знакомых сообщил о готовящейся продаже популярной лондонской газеты News of the World. "Сдал" он эту информацию, чтобы досадить своему неприятелю - британскому медиа-магнату Роберту Максвеллу, который собирался купить газету.
Мердок решил потягаться с бизнесменом-тяжеловесом. Он не мог предложить за пакет из 40% акций больше, чем Максвелл (или хотя бы столько же). Но Мердоку удалось нащупать тайную пружину: он пообещал владельцам газеты, что после покупки удовольствуется должностью управляющего директора и не будет стремиться установить полный контроль над газетой, скупая оставшиеся акции у мелких владельцев.
Но это была уловка. На то, чтобы стать полным собственником News of the World, Мердоку потребовалось всего полгода. По прошествии этого срока он сказал редактору газеты: "Я не для того ехал сюда из Австралии, чтобы ни во что не вмешиваться". Редактор уволился.
В 1969 году Мердок прикупил еще одну лондонскую газету - The Sun. Издание на момент покупки было убыточным, но уже в 1971-м The Sun стала первой газетой в стране по тиражу и с каждым годом приносила владельцу все больше прибыли. Для раскрутки The Sun Мердок применил свой излюбленный прием, обкатанный еще в Австралии, - сенсации и скандалы. А еще он в некогда благопристойной газете отвел целую страницу под эротические фотографии, за что получил от лондонских острословов прозвище "король сисек".
Этот метод Мердок еще не раз применял на практике. Его постоянно упрекали в том, что он делает бизнес на непристойностях и дешевых сенсациях, потакая дурным вкусам аудитории. Мердок неизменно отвечал, что дает публике то, чего ей хочется.
Когда в 1976 году Мердок приобрел старейшую американскую газету The New York Post, он задумал повторить прием с "девочками с третьей страницы". Его отговорила жена Анна, пригрозив в противном случае разводом. В первый и единственный раз Мердок отказался от своих намерений и не пожалел об этом. Он сохранил политическую направленность газеты и даже сделал ее более консервативной. The New York Post помогла ему завоевать благосклонность республиканцев. Эти связи помогли Мердоку пресечь многочисленные попытки конкурентов разобраться через парламент и правительство, почему иностранной компании позволяют скупать американские газеты и телекомпании.
Стремление непременно иметь в своих активах масс-медиа "общественно-политического значения" стало важным элементом тактики Мердока-бизнесмена. Как владелец респектабельных газет, он легко устанавливал отношения с нужными людьми из политической среды - от мэров до президентов и премьер-министров. Забегая вперед, можно сказать, что в Великобритании, к примеру, Мердок помог прийти к власти Маргарет Тэтчер, поддержав партию тори в противоборстве с политическими оппонентами. Расположение консерваторов пригодилось Мердоку, когда он задумал приобрести одну из ведущих телекомпаний страны.
Семидесятые годы Мердок провел в США, активно скупая газеты и журналы, а в 1981-м вернулся в Великобританию, чтобы купить знаменитую лондонскую The Times и ее еженедельное приложение The Sunday Times.
Тогда же Мердок приобрел и 40% акций издательства Collins Publishers, повторив старый трюк с обещанием не скупать остальные акции. В 1988 году он стал полным владельцем Collins Publishers и объединил его с приобретенным в том же году американским издательским домом Harper & Row - в результате слияния на свет появилось издательство Harper/Collins.
В оправдание Мердока стоит сказать, что к концу 80-х годов он перестал нарушать обещания. Мердок был уже достаточно богат и влиятелен. Он взял на вооружение новую тактику: стал платить втридорога за сделку или использовать свои связи с политиками, чтобы поднажать где надо.
Настоящие американские долги
Мердок в России
Сергей Старостин
News Corporation не так давно заявила о том, что имеет долгосрочные виды на бизнес в нашей стране.
В 1985 году Мердок совершил свою главную сделку. За $2,6 млрд он купил киностудию XXth Century Fox и телекомпанию Fox. Теперь он мог развернуться в полную силу - ведь теле- и кинобизнес гораздо перспективнее и прибыльнее издательского дела.
Мердок поставил себе целью превратить Fox в ведущую телекомпанию Америки. Он вложил миллионы в покупку новых станций и кабельных каналов, в создание и раскрутку телесериалов и шоу-программ, а также в переманивание популярных телеведущих. Среди передач Fox TV были как вполне благопристойные программы (спорт и мультсериалы), так и телевизионные варианты таблоидов - с теми же сенсациями, слухами, скандалами и криминальными новостями. Став собственником телекомпании, Мердок тут же забыл о своей недавней инициативе обсудить в конгрессе "проблемы насилия и непристойностей" на телевидении.
Для информационной поддержки своих телепроектов Мердок в 1988 году купил еженедельник TV Guide (около 10 млн подписчиков). Это приобретение стоило ему более миллиарда долларов. В том же году на издательство Harper & Row он потратил $3,8 млрд.
В результате этих приобретений Мердок подошел к критической черте - размер долгов кредиторам рос быстрее, чем прибыли его News Corporation. А через пару лет, когда Мердок купил "с переплатой" спутниковую телекомпанию British SkyB, корпорация оказалась на грани банкротства.
В 1990 году общая задолженность News Corporation превысила ее годовой оборот и составила $7 млрд. Чтобы изыскать $650 млн на выплаты по текущим долгам, Мердоку пришлось продать несколько лучших каналов своей телеимперии.
К 1992 году корпорация вылезла из финансовой ямы, но Мердок не стал более прижимистым, совершая очередные сделки. Например, в 1994 году он за $1,6 млрд купил у Национальной футбольной лиги (ее составляют сильнейшие в США команды по американскому футболу) права на трансляцию всех игр в течение четырех лет. Мердок решил "перебить" СВS, которая более 40 лет работала с НФЛ, и просто предложил за права в три раза больше, чем эта телекомпания. В 1998 году он продлил свой контакт с НФЛ за $4,6 млрд - четверть годового оборота корпорации.
В 1997 году Fox TV заняла вторую позицию в национальном рейтинге телеканалов. О том, какой ценой был достигнут этот успех, красноречиво свидетельствуют цифры. Доход компании за 1998 год составил $7,6 млрд. Из них на долю чистой прибыли пришлось всего 176 млн. Остальное ушло на оплату новых сделок, выплаты по долгам и налоги. Если же проследить финансовую историю News Corporation за последние пять лет, то можно увидеть, что в результате затрат "на развитие" выплаты акционерам корпорации были в несколько раз меньше, чем выплаты у компаний-конкурентов - Disney, Time Warner и CBS.
Уже не тот?!
В последнюю "пятилетку" Мердок расширял свои владения за пределы Великобритании и США. Наибольших успехов он добился в Азии, купив в 1993 году крупнейшую спутниковую телекомпанию Star TV, вещающую из Гонконга на 54 азиатских государства. Но в континентальной Европе дальше скупки нескольких небольших телеканалов и радиостанций дело не пошло.
За последний год в Европе Мердока вообще постигла целая серия неудач. В сентябре 1998 года он собирался за $1 млрд купить высокоприбыльный английский футбольный клуб FC Manchester United. Переговоры тут же попали в поле зрения парламентского комитета по монополиям, и в апреле 1999 года британское правительство заблокировало сделку как нарушающую права других телекомпаний.
В ноябре 1998-го Мердок заявил о своих планах по созданию News Corporation Europe. Его целью были телесети Франции и Италии. Но уже в феврале 1999 года были прекращены безрезультатные переговоры о покупке основного пакета акций итальянской Telecom. А в июне такая же участь постигла переговоры о слиянии французской Canal+ c British SkyB. И в том и в другом случае заключению сделок воспрепятствовали правительства этих стран. Похоже, они просто опасались "пускать лису в свой курятник".
Мердоку не помогло даже то, что католическая церковь признала его "человеком с безупречной репутацией, внесшим большой вклад в развитие общественных институтов", удостоив его высшей награды - ордена Григория Великого (одному Богу известно, за что).
Ничего существенного Мердоку не удалось пока приобрести и в Росиии, хотя слухи о его наполеоновских планах уже год будоражат воображение владельцев и руководителей СМИ.
Мердоку повезло только в Германии. В декабре 1998 года его корпорация за $40 млн купила кабельный телеканал ТМ3, имеющий очень ограниченную аудиторию и годовые убытки в размере $25 млн. Мердок верен своей прежней тактике - покупать неплатежеспособные компании и раскручивать их. Чтобы поднять ТМ3, News Corporation не так давно выкупила у европейской футбольной лиги чемпионов права на трансляцию игр сезона 1999 года за $400 млн. Тем не менее менеджеры корпорации подсчитали, что канал на протяжении еще трех лет будет приносить ежегодные убытки в $100 млн.
Впрочем, к убыткам и неудачам Мердоку не привыкать. Он по-прежнему в силе и вряд ли откажется от намерения покорить Европу. А ведь еще есть и Россия...