"Русал" получил право хранить молчание

09.09.201100:00
Прошедший август принес Олегу Дерипаске и его "Русалу" очередные хлопоты. Совет директоров "Норильского никеля" одобрил третий по счету выкуп акций с рынка. Но сначала оферта была предложена "алюминиевому" олигарху, что вызвало его негативную реакцию. Он в очередной раз обрушился с критикой в адрес менеджмента ГМК и своего "заклятого партнера" "Интерроса". Между тем, не привлекая излишнего внимания, "Русал" продолжает собственную "политику развития", которая заключается в том, чтобы предоставлять внешнему рынку как можно меньше информации о своей работе.

Слишком много денег

Главная претензия Дерипаски - инициативы менеджмента ГМК не способствуют осуществлению инвестпрограммы "Норникеля". Поэтому представители "Русала" дружно проголосовали против оферты. Причины отказа: "Норникель" предлагает необоснованно высокий объем премий за акции, что не отвечает интересам компании, препятствует ее развитию. При этом забота о развитии компании не мешает "Русалу" из раза в раз настаивать на выплате повышенных дивидендов. Например, в прошлом году именно "Русал" требовал пустить на дивиденды $3 млрд, это больше, чем вся чистая прибыль "Норникеля" за 2009 г.
Нынешнее предложение предполагает меньшую премию к рынку, чем предыдущее: $306 за акцию вместо $335,7. Эксперты считают, что эта цена гораздо обоснованнее экономически. Поэтому как акционер Олег Дерипаска должен приветствовать такое решение. Ведь чем меньше денег ГМК потратит на выкуп, тем больше у него останется на запланированную инвестпрограмму. Правда, во время декабрьской оферты на $12,8 млрд за 25-процентный пакет "Русал" не говорил о том, что эта сделка помешает инвестпрограмме "Норникеля". Дерипаска просто решил, что его пакет стоит $16 млрд.

Вторая причина дестабилизации нормальной работы "Норникеля" заключается в том, что якобы в результате сделки контроль в компании перераспределится в сторону ее менеджмента. Это, по мнению господина Дерипаски, противоречит стандартам корпоративного управления. Кстати, в "Русале" он является одновременно и владельцем, и генеральным директором, то есть главным управленцем. А еще один крупный акционер - трейдер Glencore, через которого идет значительная часть сбыта. 

Наконец, Олег Дерипаска пожаловался, что на рассмотрение совета директоров не был представлен отчет независимых инвестиционных консультантов с обоснованием цены. И из-за этого директорам от "Русала" не хватило информации для принятия взвешенного решения. При этом остальные члены совета, включая независимых директоров, на недостаток данных не жаловались.

Засекречивание автобиографии

При этом на фоне кипящих страстей вокруг "Норникеля" совершенно незаметными осталось несколько корпоративных событий в самом "Русале". Между тем события эти хотя и однотипные, но для холдинга носят знаковый характер. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) разрешила нескольким структурам "Русала" не раскрывать информацию о своей деятельности. Обязанность любой компании делать информацию общедоступной закреплена в 30-й статье федерального закона "О рынке ценных бумаг". Однако в некоторых случаях ФСФР может освободить коммерческую структуру от этой обязанности.

В августе разрешение уйти от излишнего внимания получили четыре компании, входящие в структуру холдинга: ОАО "Русал-Красноярск" (КрАЗ), ОАО "Русал Всероссийский алюминиево-магниевый институт" ("Русал ВАМИ"), ОАО "Сибирско-Уральская алюминиевая компания" (СУАЛ) и ОАО "Ачинский глиноземный комбинат".

Об этих новостях "Русал" предпочел не распространяться, ограничившись их размещением в рубрике "Существенные факты" раздела "Информация для инвесторов" на своем официальном сайте. В принципе в этом нет ничего удивительного: предприятия Олега Дерипаски вообще не стремятся к публичности. Закрытой, например, является информация о налоговых отчислениях того же КрАЗа в региональный бюджет. Выяснить общие финансовые показатели завода до сих пор было реально, но теперь, после разрешения ФСФР, вполне можно ожидать, что и эти сведения окажутся закрытыми. Тем более что и без всякого разрешения "Русал" уже давно не вывешивал на собственном сайте отчеты предприятий. То есть формально эти документы имелись, но при попытке открыть их появлялась надпись, что документ недоступен.

Молчание - алюминий

Между тем КрАЗ - второй в мире производитель алюминия (2,4% от общей доли рынка), Ачинский ГК - второй по размерам в России производитель глинозема. И отсутствие прозрачности в компаниях подобного масштаба однозначно отпугивает зарубежных инвесторов от нашего рынка. Ведь иностранцы, как известно, любят знать, куда именно они вкладывают свои деньги. А "Русал" даже при подготовке к IPO в Гонконге предоставил в общий доступ полный вариант своего устава и учредительного договора лишь на определенный срок, а затем убрал. Еще же один источник информации - годовой отчет - публикуется "Русалом" только по всей группе, без разнесения по предприятиям.

Мало того, российская (отбросив в сторону все офшорные схемы) компания публикует свой годовой отчет исключительно на английском языке. Советы директоров и собрания акционеров "Русала" проходят не в России, и полной информации о них нет ни у кого, кроме самих участников. Наконец, эксперты, чья задача состоит во внимательном изучении проспектов эмиссии ценных бумаг, не раз отмечали, что в плане структуры сделок (например, с аффилированными лицами) в отчетности содержатся лишь общие сведения, то есть, по сути, сделки непрозрачны. При этом Дерипаска наиболее рьяно обвиняет, например, тот же менеджмент "Норильского никеля" как раз в непрозрачном управлении компанией и требует раскрытия информации по сделкам, чтобы "защитить интересы всех акционеров".

Есть и еще одно направление, в котором "Русал" предпочитает строго дозировать информацию. Речь об экологии. Известно, что именно КрАЗ является главным загрязнителем окружающей среды в Красноярском крае, обеспечивая порядка 30% всех вредных выбросов. Можно вспомнить и Ачинск, где глиноземный комбинат, принадлежащий "Русалу", также среди "грязных" лидеров, и местные жители устраивают там "экологические" пикеты. Холдинг регулярно рассказывает о том, сколько денег выделено на модернизацию и "экологизацию" производства, но жители сибирских городов предпочитают верить собственному самочувствию, которое говорит, скорее, об обратном.

Наконец, нужно сказать и о социальном аспекте. После истории с Пикалево Олегу Дерипаске явно не хочется, чтобы его имя ассоциировалось с массовыми увольнениями и ростом напряженности в регионах присутствия компании. Между тем, согласно все тому же годовому отчету (на английском языке), в 2010 г. "Русал" сократил штат на 10%, на 8100 человек. Более того, численность персонала алюминиевого дивизиона уменьшилась аж на 11 587 работников.

Кстати, в 2009 г. цифра общих сокращений в "Русале" была еще выше - 14 000 сотрудников (15%).

Никита Кричевский, доктор экономических наук, профессор:

"Уж сколько копий было сломано вокруг доступа к акционерной информации "Русала", а государство, оказывается, ни сном ни духом, что оно только официально вложило через "Внешэкономбанк" 663 млн долларов (не считая 4,6-миллиардного долларового кредита Сбербанка) в компанию, где доступ к полной версии устава и учредительного договора перекрыт наглухо! Лишь немногие счастливчики, да и то в Гонконге (в период IPO, т.е. до 27 января 2010 г. включительно), смогли ознакомиться с этими основополагающими для любой фирмы документами. Причем не на "электронной доске объявлений", а исключительно в офисе юридической фирмы "Sidely Austin". И это при проведении IPO, где степень открытости компании стремится к максимальной!

Максимум, на что могут рассчитывать те, кто владеет не менее чем 5% оплаченного капитала - "предложить одно или несколько лиц на рассмотрение директорами для целей выдвижения или рекомендации их кандидатур на пост директора". Предложить, а не выдвинуть напрямую! 

En+ Group Limited О. Дерипаски имеет право при условии, что владеет не менее 40% от общего количества акций, принадлежащих основным акционерам, назначать половину директоров (без учета независимых директоров), а также предлагать для назначения двух из четырех так называемых независимых директоров. Мышь не проскочит, особенно если учесть, что ONEXIM, SUAL Partners и Glencore каждый могут назначить по одному директору.

В то же время "Русал" позиционирует себя поборником совершенствования корпоративного управления в России. Как говорится, в чужом глазу соринку разглядит, а в своем - бревна не заметит".