Top.Mail.Ru
архив

Рыбка большая и маленькая

Розничная торговля компьютерной техникой в столице переживает некоторый подъем. Компания "КомпьюЛинк" открыла компьютерный гипермаркет, компания "Вобис" - сеть небольших розничных магазинов. В то же время некоторые игроки считают, что рынок близок к насыщению и открывать новые торговые точки бессмысленно.

 

"КомпьюЛинк" открыла в Москве седьмой компьютерный магазин под своей маркой. По утверждению руководителей компании, новый магазин - одна из самых крупных компьютерных торговых точек в Европе. В гипермаркете на Щелковском шоссе - 7 торговых залов площадью более 2300 кв. м, ассортимент состоит из 19 тыс. наименований товаров. В гипермаркете будут опробованы новые методы торговли: здесь есть зал самообслуживания сash-and-сarry площадью 700 кв. м, игровой Интернет-клуб, демонстрационный зал, "домашний кинотеатр", отдел для корпоративных клиентов, копировально-множительный центр и конференц-зал. По словам президента торгового дома "КомпьюЛинк" Маралы Чарыевой, гипермаркет организован так, чтобы посетителю было легче уйти из магазина с покупкой, чем без нее.

Торговый дом "КомпьюЛинк" с лета 2000 года принадлежит двум группам компаний - "КомпьюЛинк" и Verysell. По замыслу создателей, гипермаркет на Щелковской будет опираться на широкий ассортимент от Verysell. Эта дистрибуторская компания распространяет продукцию ViewSonic, Sun Microsystems, 3Com, APC, Lexmark и других производителей.

Президент компании Verysell Михаил Краснов прогнозирует, что проект окупится за 2 - 3 года. По оценке Краснова, на гипермаркет будет приходиться 50% оборота сети "КомпьюЛинк". Таких показателей Михаил Краснов рассчитывает достичь не только за счет продаж компьютеров, но и за счет сервиса: планируется, что 30 - 35% покупателей гипермаркета составят мелкие и средние предприниматели, нуждающиеся в услугах по установке, ремонту и обслуживанию техники. Структура бизнеса гипермаркета по определению близка к дистрибуторской, поскольку большие объемы товаров, необходимость иметь хорошо отлаженную логистику, небольшая маржа требуют тщательной отработки схем торговли.

"КомпьюЛинк" и Verysell делают ставку на широкий ассортимент товаров и услуг. Крупнейшая же в Европе розничная торговая сеть Vobis придерживается другой стратегии. В европейских странах у Vobis 347 небольших магазинов, торгующих компьютерами, мультимедийной техникой и даже компьютерными игрушками от Intel и Mattel.

В конце ноября Vobis открыла свой четвертый магазин в России и объявила о том, что в декабре откроет еще два. В 2001 году "Вобис Россия" планирует открыть еще 6 - 7 магазинов в Москве, а также провести аттестацию торговых точек в регионах для заключения франчайзинговых договоров.

Предваряя открытие новых магазинов, "Вобис-Россия" выпустила каталог товаров тиражом в 1 миллион экземпляров, который распространяется в Москве. Каталожная форма распространения информации о магазинах и ассортименте товаров - излюбленный прием сети Vobis в Европе, и в России на каталог возлагают не меньше надежд.

 

ВЗАИМНЫЙ ИНТЕРЕС

Марала Чарыева считает, что Vobis является локальным европейским брэндом. Его узнаваемость в России равна нулю, так что на продвижение брэнда придется тратить значительные средства. Но стоит ли это делать, если продажи будут вестись на рынках, где маржа минимальна?

В свою очередь, вице-президент "Вобис-Россия" Павел Козлов считает, что проекты, подобные гипермаркету на Щелковском шоссе, могут принести значительную отдачу только при довольно больших финансовых вложениях на начальном этапе. Так, только на рекламу и продвижение такого магазина необходимо потратить не менее $1млн. По словам Павла Козлова, в России площадь магазинов сети Vobis в среднем составляет 200 - 250 кв. м, в каждом из них представлено по 9 - 12 тыс. наименований товара. В сети Vobis были компьютерные супермаркеты, но они не оправдывали надежд компании. В Германии, например, гипермаркет пришлось продать сторонней компании.

Благодаря тому, что "Вобис-Россия" производит закупки по специальным договорам, заключенным материнской компанией для поставки техники во все ее магазины, компания по некоторым позициям может обеспечить более низкие цены, нежели большинство российских магазинов. Согласно бизнес-плану, срок окупаемости вложений в сеть Vobis составит около трех лет.

Ритейлеры внимательно наблюдают за бизнесом коллег-конкурентов. "Мне интересна система учета, которую использует "КомпьюЛинк", - говорит Павел Козлов. - Ведь объемы товара очень велики, а ассортимент чрезвычайно широк". Интерес Павла Козлова объясняется тем, что в бизнесе Vobis одна из самых больших статей затрат - информационная система.

Президент компании "Вобис-Россия" Вадим Копин ранее был вице-президентом в компаниях "Партия" и "КомпьюЛинк". "Нас радует, что торговый дом "КомпьюЛинк" является кузницей кадров для менеджеров, запускающих подобные прожекты. Однако неясно, в чем, собственно, ноу-хау "Вобис-Россия", - говорит Марала Чарыева. - Пока мы видим, что декларируется стандартная бизнес-модель: продавцы обязаны быть квалифицированными и непременно улыбаться клиенту, магазины должны располагаться в центре, а цены быть на минимальном уровне".

Павел Козлов считает, что Vobis благодаря своим каналам дистрибуции в состоянии поддерживать еще более широкий ассортимент, чем в гипермаркете (например, по ноутбукам). Но в этом нет смысла, так как покупатели выбирают вполне определенные марки, и наличие каких-то дополнительных моделей не даст магазину преимуществ.

 

СТОИТ ЛИ ИГРА СВЕЧ?

Пока сторонники гипермаркетов и салонов развивают на московском рынке две разные бизнес-модели, компания "Валга" сокращает свою ритейловую сеть.

Сейчас у "Валги" в Москве четыре магазина площадью от 100 кв. м до 250 кв. м., хотя не так давно в этой сети был еще один большой магазин у станции метро "Академическая", который при желании можно было назвать супермаркетом. Заместитель директора по маркетингу "Валги" Александр Стариков говорит, что сегодня компанию больше интересует корпоративный рынок. "Половина нашего бизнеса находится в корпоративном секторе, держать "под этих клиентов" большие офисы и залы продаж бессмысленно", - говорит Александр. "Валга" сейчас сосредоточилась на корпоративном секторе, обслуживая ряд топливно-энергетических компаний.

Большой магазин на "Академической" был продан еще и потому, что уступал в эффективности небольшим торговым точкам. Оборачиваемость склада в этом магазине составляла более двух недель, тогда как в небольших точках этот показатель не превышал одной недели. Наличие в сети магазинов двух форматов - большого и маленького - вынуждало "Валгу" иметь две параллельные технологии работы (разные типы организации складов, разный менеджмент). Деньги, вырученные от продажи магазина на "Академической", были вложены в развитие корпоративного бизнеса "Валги".

По мнению Александра Старикова, у компаний Vobis и "КомпьюЛинк" сейчас разные подходы к организации продаж. "Магазины Vobis расположены на так называемой второй линии - в местах с удобным подъездом, но не на центральных магистралях. Вероятно, они экономят на аренде. Я считаю, что у сети может быть хорошее будущее - там работают грамотные менеджеры, да и сама компания имеет большой опыт организации продаж. У "КомпьюЛинка" не так давно появился доступ к финансовым ресурсам, и менеджеры решили вложить их в новый бизнес. Но вот нужен ли в Москве такой гипермаркет - это вопрос".

Еще по теме