Рынок франшизы ставит на детей

16.02.202414:56

В 2023 году была открыта 10 401 франчайзинговая точка. Наиболее востребованным оказались проекты в области услуг, а также детского развития и образования. Такие данные содержатся в предоставленном «Компании» исследовании, которое провел портал о франчайзинге TopFranchise.ru.

На 10,4 тысячи новых точек в прошлом году пришлось 1,6 тысячи закрытых. В сетях из топ-10 открыты 242 фрайнзайчи, закрыты 42.

«Мы сравнили результаты нового рейтинга с прошлым. В этом году очевидной становится тенденция на снижение прироста, — говорит Виктор Большаков, сооснователь и руководитель компании TopFranchise. — Так, в 2022 году компании открывали в среднем 53,7 точки на один бренд, а в 2023-м — лишь 48,4. Средний чистый прирост сетей, то есть открытие минус закрытие в проценте, в 2022-м составляло +41,75%, а в 2023-м мы видим прирост лишь на 30,5%». 

Но есть, по словам Большакова, и хороший тренд: затормозилось и закрытие сетей. В 2022 году было зафиксировано по 6,8 закрытой точки на одну франчайзинговую сеть. В 2023-м же этот показатель снизился до 5,8 точки.

В интервью с «Компанией» Большаков обозначил и самые популярные сегменты рынка для франчайзи. Наибольший прирост показала сфера услуг: количество точек в среднем выросло на 31,46%. В числе лидеров — также направление детского развития и образования — плюс 27,28%. Франшизы общепита показали динамику в 22,24%.

Самые динамичные франшизы

Рейтинг лучших франшиз России, по версии портала о франчайзинге TopFranchise.ru, за 2023 год возглавляют «Гемотест», «Чикен Хауз» и Invitro. Аналитики пришли к таким выводам по итогам сравнения бизнес-моделей 256 франчайзинговых сетей.

В «жюри» вошли не только представители крупнейших франчайзеров РФ и независимые эксперты, свою оценку предоставили и регуляторы рынка. В критерии оценки качества входили регистрация торгового знака в Роспатенте и опыт присутствия на рынке, число заключенных договоров и количество точек, наличие собственных IT-систем автоматизации бизнеса и другие параметры.

Лидирующий в категории «Медицинские услуги» «Гемотест», по данным составителей рейтинга, в прошлом году открыл 39 точек, доведя их общее число до 720. 

Победитель в категории «Фаст-фуд» участвует в рейтинге впервые: высоким показателем доверия франчайзи аналитики сочли открытие 21 точки пятью партнерами сети. 

Победитель рейтинга-2022 Invitro в этом году замыкает тройку лучших франшиз с ростом сети в 8,35% (в 2022 году прирост франчайзинговых точек достигал 22%).

Спрос на готовенькое

Согласно исследованию Smart Ranking, в 2023 году рекорды демонстрировал российский рынок кофе навынос. Если в 2022-м оборот в этом сегменте рынка составил 85 миллиардов рублей, то по итогам прошлого года показатель увеличился до 102,7 миллиарда.

Это сказывается и на увеличении числа открытых по франшизе кофеен: по данным TopFranchise.ru, средний прирост в данном сегменте — 12,95%. 

Данную тенденцию эксперты объясняют возникшим в пандемию спросом на готовую еду и напитки. В 2024 году прогнозируется дальнейшее развитие за счет сетевых франшиз и доли ритейлеров.