Top.Mail.Ru
архив

Рынок по соседству

Крупные российские компании из потребительских отраслей, равно как и иностранцы, работающие в России, спешат застолбить себе место на Украине. Причем некоторые даже предпочитают освоение этой соседней страны экспансии за Урал.

Немецкая компания MetroAG, построившая два торговых центра в Москве и один в Санкт-Петербурге, в августе открывает свой магазин в Киеве. И тогда же будет принято решение о том, где появятся ее новые магазины cash & carry в России. Немцы поспешили прийти на Украину, хотя и в России у них огромное поле для деятельности: после двух столиц на очереди освоение городов Поволжья.

На украинский рынок компания намерена потратить порядка 100 млн евро инвестиций, что, правда, в десять раз меньше предполагаемого объема инвестиций Metro в Россию на ближайшие пять лет. «Результат наших операций в России превысил все ожидания, – говорит Ханс Кербер, председатель правления MetroAG. – В следующем году в Москве откроется гипермаркет Real».

На Украине немцы пока будут строить только магазины cash & carry. После открытия торгового центра в Киеве компания собирается освоить также Одессу, Харьков, Донецк, Днепропетровск. Одна из причин выхода MetroAG на украинский рынок параллельно экспансии в регионы России – желание застолбить место. «Мы первыми среди глобальных ритейлеров пришли в Китай, во Вьетнам, в Россию, – говорит Ханс Кербер. – В этом году станем первыми на Украине и в Индии. Кто первый, тот снимает сливки».

Эксперты не сомневаются в успешности киевского проекта немцев. «Платежеспособный спрос в Киеве сейчас примерно на уровне Екатеринбурга, а розничный рынок не насыщен, – говорит Олег Войцеховский, управляющий директор Российского совета торговых центров. – Есть несколько супермаркетов Billa немецкой группы Rewe, сеть «Сiльпо», вот и все». По мнению Войцеховского, залогом успешности Metro является и тот факт, что многие производители уже представлены на украинском рынке и проблем с дистрибуцией у немцев не будет.

В течение нескольких последних лет Украину осваивали почти все крупные российские компании. Например, в прошлом году группа «Планета» купила молочный комбинат «Галактон», а весной этого года еще и Кременчугский молокозавод. Холдинг «Вимм-Билль-Данн» год назад купил Харьковский молочный комбинат. «Русский шоколад» до конца этого года откроет шоколадную фабрику в Киеве. Тогда же стартует и производство водки «Смирнов» в поселке Иванков Киевской области. «Украинский рынок динамично развивается и растет не хуже российского, – говорит Андрей Яновский, директор по продажам и маркетингу новосибирской компании «Нидан Фудс», переделавшей под производство соков бывший винзавод в Брегове. – Мы это видим, поэтому устанавливаем на заводе дополнительные линии».

По мнению аналитика «Объединенной финансовой группы» Алексея Кривошапко, экспансия в бывшие советские республики – логичный шаг для всех компаний. «За счет небольшого размера там хорошая динамика потребительских рынков и есть много активов, которые еще не консолидированы», – говорит он. А аналитик НИКОЙЛа Яна Гаврилко считает, что украинский рынок повторяет все тенденции российского, только с опозданием примерно на полтора года. Очевидно, открытие магазина Metro в Киеве – признак того, что на Украине скоро начнется розничный бум.

Еще по теме