Рынок ради рынка

15.02.200000:00

ГРУППА Andersen Consulting (АС), не так давно заявившая о значительной переориентации собственного бизнеса в область Интернет-экономики, опубликовала в Fortune результат собственного исследования современного состояния этого сектора. Данные были представлены в виде списка 50 компаний, по мнению специалистов AC, делающих наибольшие инвестиции и оказывающих максимальное влияние на развитие электронной коммерции. Результаты этого рейтинга, несмотря на то что они не дают ответ на "проклятый вопрос начала века", будет или не будет текущее столетие веком e-commerce, создают очень любопытную картину того, что же представляет из себя Интернет-экономика сегодня.

Прежде всего следует признать, что нынешняя Интернет-экономика - бизнес не столь уж и молодых компаний. Лидеры рынка, как правило, имеют минимум семилетнюю историю. Компании же, созданные три года назад, пока практически не играют в Интернет-экономике большой роли.

Поражает диспропорция объемов продаж компаний, которые обеспечивают инфраструктуру рынка, и собственно e-commerce. Самый "горячий" сектор фондового рынка обеспечивает не более 3% от суммарных продаж столпов сетевого бизнеса. А на долю "техников" приходится не менее 87% продаж. Фактически это рынок ради рынка: именно эти 3% обеспечивают миллиардные обороты "техников". Впору вспоминать пессимистов-аналитиков, которые говорят об искусственности сетевой экономики: ни один рынок, создающийся исходя из потребностей покупателей, подобной структуры не имеет. Конечно, на такой инфраструктуре сетевые компании смогут развиваться быстрее, чем на "естественно создающемся" рынке. Но в целом это напоминает не рост рынка, а его выращивание.

Примечательно разделение продаж между компаниями-лидерами и аутсайдерами. По всем четырем рынкам первые три компании держат никак не менее 40% продаж. Сегодняшняя Интернет-экономика невероятно монополизирована, и списывать это на издержки ее слабого развития бессмысленно.

Учитывая, что лишь малая часть компаний из списка активно работает в России, остается лишь предполагать: либо в ближайшие два-три года корпорации из рейтинга AC будут вкладывать огромные деньги в российский Интернет-бизнес, или же национальная Интернет-экономика будет развиваться по особому пути, никак не коррелирующему со всем мировым опытом.

Впрочем, есть и третий вариант. Никакой Интернет-экономики в России не будет. Возможно, это к лучшему: никому не известно, что получается, когда потенциально огромный сектор бизнеса не растет сам по себе, а выращивается конкурирующими "садовниками". Будем наблюдать со стороны.

Компания Год основания Продажи в 1999 г., $ млн
E-business, провайдеры сетевых услуг
AOL 1985 4777
Charles Schwab 1986 1986
Amazon.com 1994 1015
E*Trade 1982 621
Knight/Trimark 1995 618
Yahoo 1995 341
Ameritrade Holding 199 301
EarthLink Network 1994 254
Priceline.com 1998 189
CMGI 1986 176
Lycos 1995 136
Excite@Home 1995 129
eBay 1995 125
DoubleClick 1996 103
CNet 1995 79
Healtheon 1995 68
eToys 1996 38
VerticalNet 1995 8
Сетевое программное обеспечение и сервис
Microsoft 1975 19747
Oracle 1977 9063
Intuit 1983 848
Network Associates 1992 785
Cambridge Tech.Partners 1991 628
TMP Worldwide 1967 585
USWeb/CKS 1995 375
Citrix Systems 1989 323
Macromedia 1992 167
Network Solutions 1979 142
Concentric Network 1991 110
Exodus Communications 1992 108
Broad Vision 1993 71
Inktomi 1996 71
SFT 1995 44
Razorfish 1995 36
Производители сетевой компьютерной техники
IBM 1911 87448
Lucent 1995 38303
Intel 1968 28194
Dell 1984 21670
Cisco 1984 12154
Sun Microsystems 1982 11726
EMC 1979 4459
Qualcomm 1981 3937
Network Appliance 1992 335
Broadcom 1991 335
Juniper Networks 1992 31
Провайдеры связи
AT&T 1875 56968
MCI WorldCom 1983 30720
Qwest Communications 1997 3424
Global Crossing 1997 691