Top.Mail.Ru
архив

"Рыцарь алиментов"

история бизнеса, история успеха, Марвин Митчельсон
"Рыцарь алиментов" первым придумал palimony - алименты по окончании отношений, существовавших вне официального брака.

Марвин происходил из семьи русских, как пишут американские источники, эмигрантов: его отец был поляком, а мать - украинкой. Родился он в Детройте в 1928 г., но через пару лет Митчельсоны перебрались

в Лос-Анджелес. Отец Марвина, не доживший и до совершеннолетия сына, подвизался подсобным рабочим на стройках, так что семья достатком похвастать не могла, и юный Марвин с младых ногтей мечтал разбогатеть. А для этого надо было получить образование. Отслужив после школы во флоте, в начале 1950-х молодой человек изучал гуманитарный цикл в местном колледже (для небогатых студентов), а затем поступил в юридический колледж Юго-Западного университета (Southwestern University School of Law). В 1957 г. Митчельсон открыл небольшую адвокатскую практику в Беверли-Хиллз.


Дуглас и Миранда

Поначалу клиентами Марвина были мелкие правонарушители, недовольные потребители и безработные актеры, безрезультатно пытавшиеся отсудить хоть что-нибудь у голливудских кинокомпаний. Еще одним источником доходов для Митчельсона стали таблоиды, которым он за умеренную плату "сливал" информацию о судебных делах. Причем новоиспеченный юрист представлял также интересы клиентов, обвинявших те же таблоиды в клевете.

Первым профессиональным прорывом в адвокатской практике Марвина стало дело "Дуглас против штата Калифорния" (1963 г.), коим он впоследствии очень гордился. Суть дела состояла в защите граждан Калифорнии Бенни Майерса и Уильяма Дугласа, обвинявшихся в нескольких преступлениях, включая вооруженный грабеж. Поскольку обвиняемые были неплатежеспособны, им назначили общественного защитника, что, впрочем, представляло пустую формальность: из-за практически аврального назначения тот не успел подготовиться, и слушания, равно как и вынесение обвинительного приговора, прошли без адвоката. Осужденные подали апелляцию, но тут уже им было прямо отказано в адвокате, и в ситуацию вмешался Марвин Митчельсон. Он дошел до Верховного суда США, в котором на примере кейса Майерса - Дугласа отстоял права малоимущих на бесплатного защитника и аналогичные обычным условия ведения судебных разбирательств. В 2000 г. в интервью одному из американских изданий Митчельсон признался, что его била дрожь, когда он начал свою речь, оказавшуюся весьма успешной. Митчельсон также назвал выигранное им тогда дело провозвестником громкого кейса рецидивиста Эрнесто Миранды (1966 г.). Это знаковое для американской правоприменительной системы дело, связанное с нарушением прав обвиняемого: того принудили дать признательные показания, не информировав ни о праве на молчание, ни о праве на адвоката. По итогам процесса и появилось знаменитое правило Миранды, согласно которому, перед допросом подозреваемый в совершении преступления должен быть уведомлен о своих правах. Это те самые слова "вы имеете право хранить молчание, вы имеете право на адвоката" и т.д., что мы так часто слышим из уст полицейских в американских детективах.


Развод как шоу

Но, несмотря на такое головокружительное для молодого специалиста профессиональное достижение, как победа в Верховном суде, Марвин не стал ни Дон Кихотом для неимущих подсудимых, ни бескорыстным поборником конституционных прав. Сделав себе имя, он переключился на защиту прав более перспективных клиентов - брошенных жен обеспеченных мужей. Одним из самых первых и одновременно самых, так сказать, крупнобюджетных дел такого рода стал для Митчельсона развод актеров Джеймса и Памелы Мэйсон (1964 г.). В английской семейной паре, добившейся известности в США, особенно популярным был Джеймс Мэйсон, снимавшийся у таких режиссеров, как Альфред Хичкок, Стэнли Кубрик и др. А Марвин выступил на стороне Памелы, незадолго до того ставшей телеведущей. За две недели до слушаний Митчельсон умудрился найти и вызвать в суд 43 свидетелей супружеской неверности Джеймса Мэйсона и угрожал обнародовать пикантные подробности его похождений. Опасаясь публичных скандальных разбирательств, актер согласился урегулировать спор и выплатить экс-жене $1,5 млн. Это был первый в истории Голливуда развод на миллион долларов.

Вскоре дела об алиментах, опеке над детьми и о разделе имущества знаменитостей потекли к Марвину рекой. До этого в Голливуде вопросы о разрыве отношений звезд было принято решать тихо и делать так, чтобы о бывших женах быстро забывали. Но Митчельсон превратил развод в часть шоу. Более того, нередко личная жизнь актеров оказывалась гораздо интереснее сыгранных ими историй, а сами звезды - талантливее и остроумнее своих киногероев. Например, одна из клиенток адвоката, актриса Жа Жа Габор, побывала замужем девять раз, и два из ее разводов вел Марвин Митчельсон. Причем очень успешно. Перед пятым разводом Габор заявила, что экс-муж научил ее домашнему хозяйству (housekeeping), так что после расторжения брака она намерена остаться хозяйкой их дома: "I'll keep the house". После развода Грауча Маркса с актрисой Иден Хартфорд дом остался Марксу, но Митчельсон "отбил" у него для бывшей супруги $1 млн.


Заплатят все

Но настоящий звездный час Митчельсона наступил в 1970-е, когда его собственное имя, как и бизнес, им созданный, стали притчей во языцех. В сущности, дело, за которое взялся адвокат, было продолжением практики бракоразводных процессов. С одним существенным отличием: пара не состояла в официальном браке.

По соседству с матерью Митчельсона проживала некая Мишель Триола, бывшая певица ночного клуба и подруга голливудского актера Ли Марвина. С 1965 г. по 1970 г. Ли и Мишель жили вместе, и отношения зашли так далеко, что Триола даже официально поменяла фамилию на Марвин. Но после пятилетней совместной жизни актер объявил, что намерен жениться на другой, и попросил сожительницу съехать.

По совету Митчельсона в 1971 г. Мишель Триола подала на Ли Марвина в суд, заявив, что экс-сожитель "разрушил ее вокальную карьеру", сделал ее бесплодной и обещал содержать ее всю оставшуюся жизнь. Позиция юриста состояла в том, что права Мишель на компенсацию в данном случае не отличаются от прав обычной разведенной женщины, и половина состояния Ли Марвина ($3,6 млн) должна отойти к ней как к гражданской жене.

По закону штата Калифорния от 1896 г., гражданские браки не признавались, но в 1976 г. в том же штате решили признавать внебрачные контракты, причем как письменные, так и устные. В деле Мишель и Ли доказать существование такого контракта не удалось, так что все усилия Марвина Митчельсона ни к чему не привели: иск удовлетворен не был, а Ли обязали выплатить Мишель лишь $104 000 "на профессиональную реабилитацию", но он не заплатил даже этого.

Однако, несмотря на проигрыш, карьера Митчельсона получила новый импульс. На этом процессе он стал автором неологизма palimony (от слов pal - приятель, друг и alimony - алименты). Идея "брака без обручальных колец", которую обосновал в этом деле Марвин, означала и сексуальную революцию, и большую свободу для женщин, а сам Митчельсон после процесса стал одним из известнейших адвокатов в США. На номерном знаке его автомобиля красовалось теперь слово Palimony, приглашая всех желающих со сходными проблемами к взаимовыгодному сотрудничеству.

Шансы поправить свое материальное положение имели не только подруги и сожительницы. В 1992 г. Марвин Митчельсон отсудил оплату на обучение и содержание (в общей сложности $2500 в месяц) для 10-летней дочери бывшей подруги Роберта Де Ниро. Этому не помешали даже результаты теста ДНК, согласно которым, известный актер не мог быть отцом девочки. "Ну и что, - отреагировал Митчельсон. - Это не играет никакой роли, потому что ребенок любит Де Ниро и считает его своим отцом".

Однополые отношения тоже явились питательной средой для практики Митчельсона. В 1991 г. он представлял интересы любовника актера Рока Хадсона, требовавшего своей доли. Список клиенток Марвина (в основном он выступал на стороне дам) сродни светской хронике и включает спутниц жизни таких знаменитостей, как Тони Кертис, Майк Тайсон, Боб Дилан, Ричард Харрис, Сильвестр Сталлоне.

Митчельсон при этом не следовал шаблонам, а вкладывал в дело все свою изобретательность. По американским законам, судебная повестка в делах о разводе должна быть вручена лично фигуранту дела, причем этот момент требуется зафиксировать и задокументировать. До этого игнорировать суд можно, после - ни в коем случае. Понятно, что велик соблазн всеми способами уклоняться от встречи с гонцом. Поэтому, например, повестку в суд "роллингу" Мику Джаггеру адвокат вручил, переодевшись мойщиком окон, - через окно отеля, в котором тогда жил Джаггер. Марлону Брандо бумаги доставили на специально нанятом и приземлившемся едва ли не на голову тому вертолете. Чтобы настигнуть Дэвида Боуи, Митчельсон полез за ним на гору в Швейцарских Альпах, где музыкант в тот момент совершал восхождение.

Самым дорогостоящим разводом на счету Марвина Митчельсона стало дело саудовского миллиардера Аднана Хашогги, который решил разойтись со своей женой Сорайей, дочкой лондонской официантки, по исламскому закону, то есть трижды объявив "развожусь с тобой". После того как Сорайа позвонила Митчельсону, цена свободы для Хашогги составила $950 млн.


От тюрьмы и от сумы...

На гонорарах Марвин Митчельсон нажил значительное состояние и с удовольствием его тратил, владея 38-комнатным особняком в Беверли-Хиллз (позже тот перешел в собственность Джонни Деппа), несколькими "Роллс-Ройсами", сделанным на заказ кабриолетом, ранее принадлежавшим Кларку Гейблу, и внушительной коллекцией антиквариата и произведений искусства. Адвокат написал две книги мемуаров, снимался в роли самого себя в различных сериалах и телепередачах и охотно раздавал автографы.

Все рухнуло в начале 1990-х. Как считал сам Митчельсон, когда он начал процесс о выплате palimony бывшей подруге владельца Playboy Хью Хефнера. По заказу Хефнера была написана (хотя и не опубликована) биография Марвина, содержащая разнообразный компромат - вплоть до просроченных коммунальных счетов. Доказать связь книги и ее автора с дальнейшими проблемами юриста непросто. Но как бы там ни было, две разные женщины обвинили Митчельсона в изнасиловании, его бывшая секретарша заявила, что с 1973 г. по 1978 г. он употреблял наркотики, аукцион Sotheby's предъявил адвокату претензию о неуплате $1 млн за купленные ювелирные изделия и, наконец, что считается самым серьезным, налоговики инкриминировали Марвину укрытие от налогообложения более чем $2 млн. От налоговых обвинений отбиться Митчельсону не удалось, и в 1996 г. он попал в тюрьму. Выйдя на свободу в 1998 г., Марвин Митчельсон возобновил практику. Конечно, уже куда более скромную. Умер, "рыцарь алиментов" в 2004 г. Ему было 76 лет, а денег у него почти не осталось.


Прощай и ничего не обещай

Расставание партнеров, не состоящих в зарегистрированных отношениях, в финансовом плане бывает весьма сложным и запутанным. Но до формирования понятия palimony проблема никогда не обсуждалась в публичном пространстве. Palimony - понятный для большинства американцев, но не официальный термин, означающий раздел финансовых активов или недвижимости партнеров, живших вместе, но не находившихся в зарегистрированном браке. В отличие от алиментов, palimony не гарантированы законом и выплачиваются, как правило, единовременно. В каждом штате существуют свои законы, на основании которых бывшие партнеры по гражданскому браку могут претендовать на раздел имущества. Факторы, способные повлиять на решение суда: продолжительность отношений, письменные финансовые соглашения, устные обещания взаимной поддержки, данные при свидетелях, инвалидность одного из партнеров, отказ одного из партнеров от карьеры ради воспитания детей и ведения домашнего хозяйства, жертвы, на которые один из партнеров пошел ради обеспечения образования другого, несоответствие уровней дохода партнеров и др.

Ныне дела по palimony - обычная практика в судах США. В 1982 г. на пианиста Владзиуса Валентино Либераче подал в суд его бывший сожитель Скотт Торсон. Рассчитывая получить $113 млн компенсации, он отсудил всего $95 000. В 1991 г. подобный иск был подан против Мартины Навратиловой ее экс-подругой Джуди Нельсон, с которой теннисистка прожила восемь лет. Условия последовавшей сделки не разглашались. В 1996 г. в центре такого разбирательства оказался еще один пианист - Ван Клиберн, выигравший дело. В 1998 г. через публичный скандал с palimony прошел канадский фигурист Брайан Орсер. В 2004 г. на американского комедийного актера Билла Мара подала в суд ($9-миллионный иск) его экс-подруга Коко Джонсен, но проиграла дело.


Еще по теме