С фигой за спиной
AAR и BP упорно делают вид, что после нелицеприятной истории с арктическими проектами "Роснефти" у них во взаимоотношениях вновь все хорошо. На самом деле между акционерами ТНК-BP идет настоящая война, отголоски которой лишь изредка становятся достоянием общественности. По информации "Ко", внастоящее время судьба СП решается в Кремле и уже до ноября текущего года доля AAR будет продана.
Акционеры ТНК-BP, еще несколько месяцев назад выяснявшие отношения в судах, теперь публично расшаркиваются и признаются в "любви" друг к другу. "Мы в хороших отношениях с Вексельбергом, мы друзья, все разногласия - это только бизнес, а не отношения. Мы всегда счастливы быть партнером AAR, все обсуждавшиеся варианты (продажи долей) - это уже история", - заявил глава BP Роберт Дадли в кулуарах Петербургского экономического форума. Не остался в долгу и Виктор Вексельберг. По его словам, отношения между акционерами компании "ТНК-BP" после того, как сорвалась сделка по освоению арктического шельфа с "Роснефтью", не ухудшились. В данном случае представитель российских акционеров куда более откровенен: отношения не ухудшились потому, что хуже уже некуда. "По сути, текущее развитие ситуации близко к наихудшему варианту, когда конфликт принял открытый характер и стороны не способны прийти к компромиссу без участия третьей стороны", - подтверждает замдиректора департамента торговли и продаж по работе с акциями UFS Investment Company Алексей Козлов. "Третья сторона" в лице государства, которому своими склоками акционеры ТНК-BP подложили большую свинью, пока хранит молчание. "Срыв сделки между BP и "Роснефтью" правительство не оставит без ответа, поскольку потеряны имидж и выгода от обмена активов. Тем более что деятельность ТНК-BP в основном сосредоточена на территории РФ. Давление на ТНК-BP пойдет по административному ресурсу, а также по усилению конфликта внутри компании", - уверен ведущий аналитик по нефтегазовому сектору ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Виктор Марков. Но пока в высоких кабинетах решили взять паузу, дабы не портить свой имидж в преддверии выборов. "Сложность конфликта состоит в том, что это происходит накануне выборов, поэтому "Роснефть" и Игорь Сечин (вице-премьер правительства РФ. - Прим. "Ко") ограничены в действиях", - полагает Алексей Козлов. Тем не менее, как удалось выяснить "Ко", в настоящее время вопрос с будущим ТНК-BP в Кремле уже решен. Источник "Ко" утверждает, что до ноября текущего года AAR выйдет из состава акционеров СП. Правда, пока не совсем понятно, на каких условиях и кто будет выкупать долю российских акционеров- "Роснефть" или BP. Хотя некоторые предположения на этот счет уже существуют: уволенный недавно вице-президент по технологиям Фрэнсис Соммер возвращается, утверждает источник "Ко". Причем он будет наделен значительно большими полномочиями, чем раньше. Это дает основания предположить, что перевес в борьбе акционеров ТНК-BP намечается на стороне англичан.
Исход топов
Пока до СМИ докатываются лишь отдаленные и в значительной мере приглушенные предвестники надвигающейся на ТНК-BP бури. Так, заместитель председателя правления совместной компании Максим Барский со страниц The Financial Times выдвинул акционерам ультиматум: он пригрозил своим уходом, если стороны наконец не договорятся. "Акционеры должны принять сейчас тот факт, что управление независимо. Я думаю, они просто не готовы к этому. Это многое осложняет. Мы видим, что на международном уровне это тормозит нас", - заявил он. Напомним, что кандидатура бывшего члена совета директоров West Siberian Resources (сейчас Alliance Oil) Максима Барского была одобрена акционерами ТНК-BP в качестве главы компании еще в конце 2009-го. После ухода с поста Роберта Дадли, которого, как говорят эксперты, "выжили" российские акционеры, ТНК-BP долго искала подходящего человека, который мог бы оставаться независимым и устроил бы обе стороны. В январе текущего года Максим Барский должен был стать главным управляющим директором компании. Однако назначение неоднократно откладывалось. Компания объясняла эту задержку "незавершенными техническими процедурами", связанными с окончанием работы над опционным планом и системой долгосрочной мотивации менеджмента ТНК-BP. Но эксперты полагают, что дело совершенно в ином. "Акционеры все еще идут по пути создания независимого менеджмента. Кандидатов найти непросто, и каждая сторона сомневается в независимости предложенных кандидатур", - считает аналитик ФГ "БКС" Андрей Полищук.
Тем временем из ТНК-BP продолжается исход иностранных топ-менеджеров. Недавно стало известно, что компанию может покинуть вице-президент по переработке и торговле Дидье Бодранд. Он пришел в ТНК-BP из BP на смену Энтони Консидайну, оставившему свой пост из-за корпоративного конфликта в 2009 году. По словам самого господина Бодранда, целью его перехода в ТНК-BP было обучение российских менеджеров, и свою задачу на данный момент он считает выполненной. Также из компании могут уйти главный операционный директор ТНК-BP Билл Шрейдер и исполнительный вице-президент по разведке и добыче Сергей Брезицкий. "Смена топ-менеджеров является плохим сигналом, поскольку ТНК-BP развивается успешно. Поэтому отставки связаны с изменением курса компании или недоверием руководства. Возникший конфликт между BP и AAR мог развести менеджеров по разные стороны баррикад, а британские управленцы, возможно, выбрали позицию, отличающуюся от позиции AAR",- констатирует Виктор Марков. "Конечно, достоверно говорить сложно, однако некоторые эксперты видят в смене топ-менеджмента ТНК-BP политическую составляющую. В любом случае можно сказать, что конфликт повлиял на отставки топов или как минимум их ускорил",- рассуждает Алексей Козлов. "За последнее время из компании ушло около десятка ключевых менеджеров, их "выдавливали" российские акционеры, - рассказывает "Ко" источник, знакомый с ситуацией в компании. - Носудя по тому, что Фрэнсис Соммер возвращается, по всей видимости, принято политическое решение опередаче контроля над компанией, и AAR в данной ситуации остается лишь подчиниться, в противном случае российские акционеры рискуют попасть в немилость, чтозначительно более серьезно, чем потеря данного актива". Причем источник утверждает, что ни о каких $40 млрд, которые изначально AAR хотела получить за свои акции ТНК-BP, речи не идет. Но сумму сделки он назвать затруднился, заметив лишь, что она будет значительно ниже.
Шпионские страсти
Одной из самых неоднозначных за последнее время новостей, касающейся ТНК-BP, была информация от WikiLeaks. Сайт, специализирующийся на обнародовании конфиденциальной информации, рассказал освязях бывшего топ-менеджера ТНК-BP, приближенного к господину Вексельбергу, Тима Саммерса с американскими дипломатами. Западные таблоиды тут же окрестили Саммерса "шпионом". Вчастности, WikiLeaks пишет, что за четыре года работы в нефтяной компании (доосени 2009-го) этот топ-управленец неоднократно встречался лично с представителями посольства США в Москве. Согласно сообщениям, пересланным дипломатами затем в Вашингтон, господин Саммерс передавал американцам конфиденциальную информацию, касающуюся размера прибылей, сумм инвестиций и запланированных ТНК-BP дивидендов. Все это происходило за три месяца до составления бухгалтерской отчетности. Источник "Ко" в ТНК-BP усомнился в достоверности предоставленных сведений, если такой факт вообще имел место: ведь получить "адекватные" цифры за три месяца до составления бухгалтерской отчетности практически невозможно ввиду того, что их просто нет. Удивлены подобными обвинениями и в BP, хотя давать комментарии по данному вопросу, как и в AAR, не стали. Тем не менее информация от WikiLeaks "волшебным" образом появилась аккурат после того, как AAR поспособствовала развалу консорциума BP и "Роснефти". "Шпионские скандалы, как правило, не бывают случайными, особенно когда противодействие конфликтующих существенно усиливается. Сегодня обвинение Тима Саммерса, ушедшего со своего поста в 2009 году вслед за Дадли, в шпионаже является хорошим поводом для обострения конфликта между BP и AAR", - полагает Виктор Марков. "Не исключено, что конфликт выгоден третьей стороне, поскольку шпионское дело даст основания для дополнительных проверок предприятия и предъявления обвинений компании и менеджменту в утечке конфиденциальной информации", - добавляет на условиях анонимности представитель еще одной инвесткомпании.
Судя по всему, удар направлен против AAR, так как имя Тима Саммерса в настоящее время фигурирует в связке с компанией "Ренова" Виктора Вексельберга. Тим Саммерс сейчас занимает пост главы совета директоров швейцарской корпорации OC Oerlikon и совместно с "Реновой" и ГК "Роснано" реализует ряд высокотехнологичных проектов в России. Хотя не исключено, что подставляют и иностранцев: ведь Тим Саммерс как-никак является подданным другого государства. Влюбом случае, как полагает один из экспертов, опрошенных "Ко", "обвинение Тима Саммерса в шпионаже направлено на углубление конфликта внутри ТНК-BP".
Трейдинг списан в убыток
Пока акционеры "воюют", это негативно отражается на бизнесе самой ТНК-BP. Мало того что стороны не смогли договориться по консорциуму "Роснефти" и BP, а также участию СП в освоении шельфа Арктики, так еще компания отказывается от уже запланированных проектов. В середине июня стало известно, что ТНК-BP не намерена создавать трейдинговую компанию, через которую собиралась реализовывать половину собственной нефти. "Мы решили отказаться от этого варианта, потому что в настоящее время существует слишком высокий риск", - передала слова вице-президента ТНК-BP Дидье Бодранда пресс-служба компании. "ТНК-BP не единственная компания, которая планировала, а потом отказалась от создания собственного нефтетрейдера. Аналогичная ситуация существует в "Башнефти",- комментирует начальник отдела информационно-аналитического обеспечения Пробизнесбанка Валерий Пивень.- Развитие такого бизнеса- шаг достаточно противоречивый. Он требует определенного уровня управленческой экспертизы и навыков, а реальная выгода от него неоднозначна. Вероятнее всего, такие шаги компании имеют под собой исключительно экономическую подоплеку". "Создание трейдинговой компании требует добычи больших объемов нефти, а также финансирования, но поскольку стороны находятся в стадии незавершенного конфликта, данный проект могли отложить до лучших времен", - не во всем соглашается с коллегой Виктор Марков. Тем более что для ТНК-BP создание трейдинговой структуры является не самым главным направлением деятельности. На данный момент основное для ТНК-BP - это развитие международных проектов и приобретение новых перерабатывающих мощностей.
В ожидании дисконта Замораживание проекта в области трейдинга - это лишь первая ласточка. Если акционеры не сумеют договориться, бизнес ТНК-BP может стать объектом пристального внимания со стороны российских правоохранительных органов. "Конфликт между акционерами ТНК-BP, скорее всего, будет иметь свое продолжение, поскольку одна из сторон потеряла крупный шельфовый проект из-за срыва сделки с "Роснефтью", особенно после катастрофы в Мексиканском заливе,- подчеркивает Виктор Марков. - Впоследнее время имидж BP серьезно пострадал из-за аварии в Мексиканском заливе, поэтому новые проекты в России в сотрудничестве с "Роснефтью" могли бы существенно улучшить положение британской компании. Вдальнейшем BP продолжит искать новые пути сотрудничества с отечественными госкомпаниями, при этом вопрос выкупа доли AAR будет оставаться открытым". Вот только условия выхода из СП могут быть серьезно пересмотрены. Как уже было сказано в самом начале, российские власти не намерены просто так оставлять эту ситуацию.
Еще в феврале Игорь Сечин говорил о том, что готов защищать интересы государства в лице "Роснефти". "Имы бы не хотели, чтобы "Роснефть" предпринимала действия в защиту своих интересов в связи с субъективным подходом, который направлен на задержку реализации большого проекта сотрудничества с BP. Если такой субъективный подход будет допущен какой-либо из сторон, не важно, кем - BP или AAR, то "Роснефть" подсчитает свои убытки от нереализованной сделки и потребует компенсацию от всех, кто эти убытки спровоцировал", - заявил тогда вице-премьер. Таким образом, AAR фактически не оставляют выбора: российские акционеры вынуждены будут выйти из СП, но не на своих условиях, а на тех, которые будут согласованы в высоких кабинетах власти. В противном случае могут пострадать не только другие бизнес-проекты участников консорциума AAR, но под удар будет поставлена и сама компания "ТНК-BP".