С глаз долой – из сердца вон
Увлечение рыночной модой может не принести компании желанных результатов, если амбиции начинают преобладать над трезвым расчетом. На днях новосибирская компания ВИНАП продала пивоваренный завод «Собол Бир» голландскому концерну Heineken. Оснащенное новейшим оборудованием, предприятие обошлось ВИНАП примерно в $35 млн. Компания строила завод в надежде вернуть себе лидерство на местном рынке, утраченное под напором пришлых конкурентов. За 1999 – 2002 годы производство пива на ВИНАП сократилось вдвое: до 3,4 млн дал. Тем не менее акционеры компании задумали построить новый завод мощностью 12 млн дал. На твердость их намерений не повлияло даже решение казанского «Красного Востока» открыть в Новосибирске свое предприятие, причем гораздо большей мощности. «Стабильный рост потребления пива в России и наличие эффективно работающей маркетинговой службы обеспечат гарантированный сбыт продукции», – отмечалось в меморандуме облигационного займа ВИНАП. Закрыв старый цех, компания начала выпускать «премиальное» пиво Sobol. «ВИНАП пыталась активно продвигать эту марку, – рассказал «Ко» менеджер конкурирующей компании. Но уже летом 2004 года стало ясно, что претензии ВИНАП, мягко говоря, были завышенными: за первое полугодие «Собол Бир» реализовал всего 1 млн дал пива. Компания так и не наладила производство немецкой марки Kaltenberg, благодаря которой надеялась загрузить четверть мощностей предприятия. Теперь там будут варить «Бочкарева» и «Охоту», принадлежащих Heineken. По словам гендиректора ВИНАП Юрия Верясова, голландцы смогли предложить «наиболее выгодные условия».
Иностранные корпорации готовы платить хорошие деньги за активы, в которых разочаровались российские собственники, благо отличаются большими ресурсами и лучшей постановкой менеджмента, а сделка облегчает им выход на рынок.
Как стало известно «Ко», немецкая компания REWE, один из крупнейших ритейлеров Европы, договорилась с группой «Нефтехимпром» о выкупе сети московских магазинов «Продмак». Группа, объединяющая ряд предприятий нефтехимической отрасли, начала осваивать розничную торговлю, открыв в 1998 году несколько магазинов «Шинторг» (позже их переименовали во «Все для авто»). А весной 2000 года созданная акционерами группы компания «Суперлинкс» открыла в столице сразу шесть продуктовых магазинов под вывеской «Продмак». «Нефтехимики» выбирали между инвестициями в ресторанный и розничный бизнес; предпочли продуктовую розницу, причем в новомодном формате дискаунтера. Через три года в Москве работали уже 14 «Продмаков», но на этом уровне развитие сети остановилось: в 2003 году к ним прибавился всего один магазин. Очевидно, угас предпринимательский азарт ее создателей (хотя разговоры шли о расширении сети до 40 «Продмаков»). В январе прошлого года они попытались продать «Продмаки» торговому дому «Копейка», но сделка не состоялась. На просьбу «Ко» прокомментировать информацию о переговорах с REWE в «Нефтехимпроме» ответили категорическим отказом.
«В принципе любой инвестиционный проект должен предусматривать вариант продажи бизнеса, – считает Алексей Чекунков, эксперт по инвестициям компании Delta Private Equity Partners. – В США, например, это обычная практика. Если вы сразу думаете о ликвидности актива – кто и почему может его купить, – то сумеете составить реалистичный бизнес-план. Но для российских предпринимателей успешная продажа бизнеса скорее везение, чем нечто предусмотренное. Многие из них научились анализировать перспективность инвестиций, но мало кто пока просчитывает ликвидность с самого начала».