С кем поведешься…
Эту новость ждали уже много месяцев, более того – несколько лет. Много раз я думал: ну вот теперь уж точно президент отправит Михаила Касьянова* в отставку. И каждый раз ошибался.
В конце концов, я просто перестал об этом думать. Тем более что Касьянов делал все, чтобы не оказаться в центре внимания. Владимир Путин, напротив, отставку премьера все время держал в голове. Но что меня поразило больше всего в этой неожиданной отставке, так это то, как о ней было объявлено.
Очень похоже на методы Берлускони. Может быть, это следствие их с Путиным дружбы? У нашего премьер-министра лучше всего получается быть политиком, когда он выступает по телевидению. Перед последними выборами, которые Берлускони, кстати, выиграл, он появился в одном из самых официозных телевизионных ток-шоу для того, чтобы публично «подписать контракт с итальянским народом». Ведущий программы, известный лизоблюд, усадил Берлускони за красивый письменный стол, превратив телестудию в парадный зал, и не стал беспокоить премьера неудобными вопросами. Воодушевленный таким приемом Берлускони блеснул красноречием, излагая свою предвыборную программу, а затем торжественно подписал «контракт».
Что ж, шоу есть шоу, скажете вы. Но самое интересное, что для представления своей программы Берлускони отправился не в парламент, а на телевидение. И в студии перед телекамерами подписал свой избирательный манифест, продемонстрировав тем самым, что парламент для него менее важен, чем телевидение.
Владимир Путин поступил подобным образом. Не знаю, был ли Касьянов предупрежден заранее о своей грядущей отставке. Но, судя по высказываниям в телевизионных выпусках новостей российских министров и политиков, они ничего не знали о готовящемся президентском заявлении.
Это означает две вещи: население страны было проинформировано о важнейшем решении раньше профессиональных политиков и государственных институтов власти. В этом, может быть, есть и свой положительный момент. Но, с другой стороны, на сей раз органы государственной власти, несмотря на свои полномочия, уступили свои функции телевидению.
Мне, конечно, известно, что нынешняя Дума не имеет почти никакого влияния на правительство и на его формирование. С Думой предыдущего созыва тоже не очень-то считались, но, поскольку там были представлены различные политические партии, она олицетворяла собой идею плюрализма. В своем же нынешнем составе Дума представляет собой скорее монолитный блок, который заставляет вспомнить времена правления КПСС. А может быть, дело обстоит и гораздо хуже. Вспоминаю горячие дебаты на Первом съезде народных депутатов 1989 года. Еще действовала статья 6 брежневской Конституции о монополии одной партии на власть. Несмотря на это, выступления на съезде были исключительно интересными и откровенными, депутаты выражали свою точку зрения в защиту различных интересов. То есть шла, по сути дела, дискуссия между разными партиями, которые еще формально не существовали, но их прообразы можно было уже разглядеть.
Я также помню, как миллионы советских людей часами наблюдали за этими жаркими дискуссиями, которые депутаты большинством голосов решили транслировать полностью по государственному каналу ТВ. Сегодня, даже если бы и было принято решение транслировать заседания Думы, пришлось бы постоянно прерывать выступления депутатов рекламными паузами: телеканалам тоже нужно зарабатывать. Плюсы и минусы капитализма.
Впрочем, сегодня Дума скорее не парламент, а своего рода суперминистерство, которое «печет», то есть одобряет законы, которые представляются президентом. Такая уж роль ей отведена Конституцией Бориса Ельцина.
Не лучше ли было бы для российской демократии, если бы Путин предложил расширить полномочия нижней палаты парламента, в частности, в части объявления недоверия со всеми вытекающими последствиями некомпетентному и коррумпированному правительству?
В таком случае президенту, например, не пришлось бы выступать по телевидению, чтобы отделаться от людей, которых он сам когда-то назначил и годами поддерживал. Что ж, для Кремля это создало бы определенные трудности, но, с другой стороны, открыло бы широкие возможности для участия общества в политике.
* признан в России иноагентом
Еще по теме





