С любимыми не расставайтесь

Согласно появившимся на прошлой неделе в Москве сообщениям, голландская издательская группа VNU, владеющая 35% акций российского издательского дома Independent Media (IM), намерена продать свою долю в IM. Это намерение связано с комплексной реструктуризацией бизнеса голландской компании, в рамках которой VNU планирует ликвидировать свое журнальное подразделение, сосредоточившись на Интернет-проектах и сделке по приобретению известного маркетингового агентства AC Nielsen.

 

VNU, входящий в число крупнейших европейских издательских домов (см. справку), купил 35% акций IM в начале 1998 года (сумма сделки не разглашалась, но, по оценкам наблюдателей, составила не менее $30 млн).

В появившихся сообщениях со ссылкой на главу журнального подразделения VNU Тео Баумена говорится, что компания предполагает до мая – июня 2001 года продать все свое журнальное подразделение целиком и одному покупателю. Такая постановка вопроса позволяет предположить, что покупателем, вероятнее всего, выступит другая крупная медийная группа, заинтересованная в расширении своего присутствия на рынках, освоенных VNU.

Несмотря на то что предстоящая продажа 35% акций IM никак не связана с проблемами VNU на российском направлении, а является частью стратегического плана реструктуризации компании, некоторые московские англоязычные издания не преминули воспользоваться подвернувшимся поводом, для того чтобы с плохо скрываемым злорадством лягнуть IM в целом и наиболее авторитетную ежедневную англоязычную газету The Moscow Times, издаваемую IM, в частности. Указывается, например, что The Moscow Times завершила прошедший год с убытками, в связи с чем был заменен главный редактор и последовали сокращения штата журналистов; что не увенчался успехом проект электронного портала eStart; что кремлевская администрация усилила в последнее время свое влияние на руководителей IM и это не замедлило отразиться на содержании The Moscow Times. Набор не новый и неоднократно озвученный – как самой The Moscow Times, признавшей наличие убытков в 2000 году, так и Евгением Киселевым, обозвавшим как-то «Ведомости» «Кремлевскими ведомостями». (В 1996 году телевизионные «Итоги» никто «Кремлевскими итогами» не называл, а стоило бы! Ах да, тогда ведь Евгений Алексеевич и Владимир Александрович Гусинский искренне заблуждались.) В общем, обычные сплетни не слишком удачливых конкурентов, на которые не стоило бы обращать внимания, если бы не одно обстоятельство.

К проблемам Дерка Сауэра – падению тиража ряда глянцевых журналов IM, визиту налоговых полицейских в офис компании (что недвусмысленно свидетельствует о внимании властей к деятельности независимой компании), управлению основательно разросшимся IM – ныне прибавляется неопределенность в отношении нового совладельца более чем трети акций издательства. VNU располагала опционом на приобретение 55% акций IM (доли, которой ныне владеют сам Сауэр и трое его голландских коллег; еще 10% находятся во владении аффилированной с группой «Роспром» швейцарской компании). По не получившим подтверждения сведениям, некоторое время назад Сауэр предлагал VNU докупить у него 55% акций, реализовав таким образом опцион, однако стороны не сошлись в цене. По стандартному в таких случаях положению опционного соглашения продать акции третьей стороне без согласия VNU он также не может. Вряд ли стоит опасаться того, что новый совладелец IM немедленно прикроет часть русских лицензионных изданий, даже если они окажутся его прямыми конкурентами (такое потенциально возможно, если журнальное подразделение VNU попадет в руки, скажем, французской группы Hachette или американской Conde Nast): все-таки прибыльности русскоязычный Cosmo не утратил, «русские голландцы» по-прежнему владеют контрольным пакетом, а развести конкурирующие между собой брэнды по разным нишам «западники» сумеют. Вопрос в том, что VNU был для IM наиболее комфортабельным партнером (не зря Сауэр начинал свою журналистскую деятельность в этом издательском доме и был им откомандирован в 1990 году в Россию). Один на один с не испытывающей сейчас особого пиетета к прессе российской власти выходить не рекомендуется никому; для любящих особый риск обязательно наличие как минимум 90-процентного иностранного участия в капитале и проверенного западного партнера. В случае несоответствия стандарту безопаснее и прибыльнее раз и навсегда забыть о политической журналистике и сосредоточиться на заботах о мужском здоровье и проведении космо-шоу. 

 

СПРАВКАVNU (Объединенный нидерландский издательский дом) создан в 1964 году в результате слияния двух местных издательств – De Spaarnestad и Cebema. Общее количество сотрудников – около 10 тыс.

VNU издает и распространяет журналы, региональные газеты и специализированные технические издания. Кроме того, компания специализируется на подготовке образовательных материалов и баз данных.

VNU имеет дочерние компании в Нидерландах, Бельгии, США, Великобритании, Италии, Франции, Германии, Испании, Чехии, Венгрии и Индии. Выпускает в странах Бенилюкса, Великобритании и в Восточной Европе более 100 наименований журналов. В частности, ему принадлежат права на издание местных версий журнала Cosmopolitan и некоторых других изданий компании Hearst Corp. в Нидерландах, Бельгии и Венгрии. В США VNU издает 30 периодических изданий, среди которых музыкальный журнал Billboard и рекламный еженедельник Adweek.

Годовой объем продаж – около $2,6 млрд. Около половины операций проводится за пределами Нидерландов. Акции VNU котируются на фондовых биржах Амстердама, Брюсселя и Люксембурга.

 

СПРАВКА

Компания Independent Media создана в Москве в 1992 году. Первоначальный капитал предоставлен личными друзьями основателей компании. Ими стали бывшие сотрудники VNU – голландцы Дерк Сауэр, отвечающий за издательскую политику, и Аннемари ван Гаал (маркетинг и рекламная политика). С 1992 года выходит англоязычная газета The Moscow Times. Второй англоязычный проект – журнал Russia Review. С 1994 года IM участвует в лицензионных проектах с компанией Hearst Corp., располагая лицензиями на издание русскоязычных версий журналов Cosmopolitan, Good Housekeeping («Домашний очаг»), Marie Claire, Harpers Bazaar. С 1995 года выходит русская версия журнала Playboy, с 1997-го – Mens Health (совместно с Rodale Press). К числу нелицензионных проектов относятся журнал для подростков Yes!, мужской журнал «Бикини», иллюстрированные журналы «про людей» – «Кто» и «Культ личностей». Компания представлена и на рынке специализированной прессы, выпуская группу торговых журналов под маркой «Витрина». С 1999 года выходит ежедневная деловая газета «Ведомости», партнерами по изданию которой выступили Financial Times и The Wall Street Journal. За пределами Москвы Independent Media издает англоязычную газету St.Petersburg Times, а также обладает лицензиями на выпуск ряда изданий Hearst на украинском языке.