С миру по нитке

"Планета стоит на пороге глобальных технологических изменений, - ликует один из создателей принтера RoBo 3D Брэндон Морено. - Поэтому мы хотим дать людям дешевые инструменты, которые помогут им изменить мир". Прямо сейчас на американском сайте краудфандинга Kickstarter завершился сбор денег на проект Морено


За два месяца более тысячи энтузиастов инвестировали в создание RoBo 3D-принтера $649 663. Брэндон о таком и не мечтал: максимум, на что рассчитывал - $49 000. Но вложения в подобном размере обеспечат выход на рынок первой партии принтеров уже через шесть-восемь месяцев. Сегодня краудфандинг (crowdfunding) в США - "народное" финансирование - достиг апогея своего развития. Достаточно вспомнить часы E-Paper Watch, соединяющиеся по Bluetooth со смартфоном на платформе Google Android. Около 69 000 человек дали на этот проект неслыханную сумму - $10 млн.

В России краудфандинг пока пребывает в эмбриональном состоянии. По данным опроса, проведенного на сайте ko.ru, около 45% респондентов не готовы участвовать в краудфандинге. Наши люди воспринимают его как разновидность благотворительности. Они, если и скидываются деньгами, то на приюты, детские операции или творческие проекты раскрученных персонажей вроде группы "Би-2", весной 2012 г. на сайте Planeta.ru собравшей для выпуска своего альбома Spirit 1 250 000 руб. "Ко" решил проследить за историей развития краудфандинга в США и РФ и понять, как эта бизнес-модель меняет мир здесь и сейчас.


Страна Kickstarter

Вообще-то история краудфандинга начинается с того момента, когда Франция подарила США статую Свободы. По взаимной договоренности, американское правительство обязалось оплатить ее установку. Но нужной суммы не нашлось. Тогда издатель Джозеф Пулитцер попросил читателей своей газеты скинуться по доллару на пьедестал. В патриотическом порыве более 100 000 американцев пожертвовали деньги. Тот, кто давал доллар, получал в знак благодарности маленькую модель статуи. 28 октября 1886 г., когда со статуи Свободы было торжественно сброшено покрывало, родилась краудфандинговая схема.

Первопроходцем в джунглях "народного" финансирования стала британская рок-группа Marillion. В 1997 г., чтобы музыканты смогли совершить тур по США, поклонники собрали в Интернете $60 000. Позже коллектив часто пользовался краудфандингом: так он выпустил свои альбомы Anoraknophobia, Marbles и Happiness Is the Road. Спустя три года в Сети появился сайт компании ArtistShare, считающийся первым краудфандинговым ресурсом для музыки. Он запустил цепную реакцию: следом возникли Sellaband (2006 г.), SliceThePie (2007 г.), Hyper Funding (2008 г.), IndieGoGo (2008 г.), Pledge Music (2009 г.), Kickstarter (2009 г.), RocketHub (2009 г.) и FundaGeek (2011 г.).

В США популярны две платформы - Kickstarter и IndieGoGo. Несмотря на общую концепцию, у сайтов разные философии. Kickstarter действует по принципу "все или ничего": если инициатор не собрал заявленную сумму к указанному сроку, пожертвованные ранее деньги возвращаются в кошельки backers. В этом плане IndieGoGo гуманнее: здесь нет жестких ограничений. Проект не набрал денег? Можно попросить их во второй раз. Жертвователей на ресурсе принято называть backers, что в переводе означает "спонсоры" или "покровители". Согласно концепции краудфандинга, спонсоры могут перечислить деньги на счет проекта за "спасибо" и мелкий сувенир, за акции будущего бизнеса или товар. В случае с принтером RoBo 3D backers стали первыми потенциальными покупателями и получат устройство тогда, когда опытный образец будет изготовлен и растиражирован.

Понятно, что краудфандинг не годится для крупных запусков: предприниматели вряд ли соберут гигантские инвестиции. Но он идеален для стартапов, которым нужны разовые вложения порядка $1 млн. Это доказывает исследование Пенсильванского университета: за 2012 г. в мире успешно реализовано 47 000 краудфандинговых проектов на сумму более $198 млн.

Согласно отчету Kickstarter за прошлый год, 2 241 475 backers пожертвовали $319 786 629 на 18 109 проектов. Деньги, кстати, ресурс собирает с помощью Amazon Payments. От привлеченных средств Kickstarter берет себе 5%, а Amazon - от 3 до 5%.

В "стране" Kickstarter даже имеются свои звезды. Независимый американский режиссер Гари Хаствит известен как ветеран краудфандинга. Он одним из первых получил больше полумиллиона долларов на три фильма "Дизайн-трилогия".

Первая попытка замахнуться на глобальное на Kickstarter уже предпринималась. Создатели проекта +Pool - огромного плавающего бассейна у берегов Нью-Йорка, который фильтрует речную воду, делая ее чистой, - набрали всего $41 647. Спонсоры охотнее вкладываются в насущное, например в компьютерные игры. За 2012 г. на ресурсе более десяти проектов получили первоначальные инвестиции в размере $1 млн. Часть из них привлекли более $3 млн. Темп задал разработчик Double Fine Production, собрав в начале года $3,3 млн под игру Double Fine Adventure. В конце 2012 г. его рекорд побил проект игровой консоли Ouya - $8 млн.

В этом сезоне самым успешным стартапом января, обнародованным платформой IndieGoGo, стал GravityLight. Как и в искусстве, в краудфандинге актуальны социально значимые проекты. Лондонские дизайнеры Мартин Риддифорд и Джим Ривз придумали светильники, работающие на альтернативных источниках энергии. "Такой светильник монтируется в течение нескольких секунд: к источнику света крепится специальный груз, который начинает медленно опускаться. Энергии, производимой в процессе спуска сумки с грузом, хватает на получасовую работу светильника. Данное устройство не нуждается в батарейках или других сменных источниках энергии и отличается высокой степенью экологичности", - поясняет Мартин Риддифорд. Ребята планировали собрать $55 000 на производство и распространение девайсов в бедных деревнях Африки и Индии, а в итоге получили $400 000, на 727% больше заявленного бюджета!

Кстати, примеры успешных проектов вдохновляют не только backers, предпринимателей, режиссеров, но и мошенников. В мае 2012 г. на Kickstarter имел место прецедент: спонсоры разоблачили фэйковый проект разработчиков компьютерных игр Little Monster Productions. Прежде чем пользователи ресурсов Rock, Paper, Shotgun и Reddit заметили, что его дизайн частично скопирован с других проектов, мошенники увели $4739, хотя рассчитывали на более крупную сумму - $80 000.

С развитием технологий у направления американского краудфандинга образовался еще один вариант художественной концепции бизнеса - краудфандинг акционерного капитала компании, иначе Equity Crowdfunding. "Он в США уже здорово работает, - констатирует Сергей Карелов, соучредитель фирмы Witology, специализирующейся на разработке краудсорсинговых решений. - Примеров море. Например, стартап Mosaic провел очередной раунд финансирования разрабатываемых им покрытий для крыш с солнечными элементами. Необходимые компании $300 000 инвестиций были собраны менее чем за день. По сути, люди просто покупали "акции" компании при стоимости одной такой "акции" $25". В отличие от обычного краудфандинга, Equity Crowdfunding, если дело выгорит, дает спонсорам четкие гарантии. Например, стартаперы возвращают инвестиции с дополнительными - финансовыми и нефинансовыми - бенефитами.

"Краудфандинг способен поменять правила игры в области финансирования инноваций и тем самым в конкурентной борьбе, идущей в каждой из отраслей и среди развитых стран мира", - подчеркнул президент США Барак Обама, подписывая в прошлом году новый закон, Jumpstart Our Business Startups Act, или IOBS Act, позволяющий компаниям "поднимать" до $1 млн посредством "народного" финансирования. Докумень разрешит индивидуалам инвестировать до 5% своего дохода и вступит в силу, скорее всего, в этом году. Так, подарок Франции - статуя Свободы - обернулся для США интересной бизнес-моделью, которую лично будет тестировать Обама. А своему президенту американцы, в отличие от нас, доверяют.


Благотворительность и музыка

После того как весной 2012 г. российская группа "Би-2" собрала для выпуска альбома Spirit 1 250 000 руб., она решила помочь своим коллегам, группе "Ундервуд". Пару месяцев назад основатель краудфандингового ресурса Planeta.ru и бас-гитарист "Би-2" Макс Лакмус предложили Максиму Кучеренко и Владимиру Ткаченко пойти по их стопам. "Эти мужчины - известные и надежные люди на рынке, - говорит Максим Кучеренко. - Мы решили стартануть. Мы ведь полжизни провели на Украине, а там только MTV запускали четыре раза. Поэтому в труд и старание надежных людей верим". Владимир Ткаченко еще добавляет, что эксперимент в краудфандинге показался им интересным.

Прямо сейчас на Planeta.ru висит проект "Ундервуда" - новый альбом. За минимальные 300 руб. группа скажет "спасибо" и подарит цифровой альбом. Вечный билет на все концерты получат те, кто пожертвует 50 000 руб. Таким образом музыканты планируют собрать 300 000 руб. на запись. Backers - в российском варианте покупатели акций - пока расщедрились на 250 000 руб. До окончания проекта осталось около сорока дней. В целом "Ундервуд", с точки зрения стартаперов, считает концепцию и идею американского краудфандинга инвестиционно привлекательной. Музыканты даже следят за проектами на Kickstarter. Им не все нравится: в этом плане Кучеренко и Ткаченко придирчивые клиенты. Но если, по мнению Максима, их что-нибудь "зацепит", они превратятся в активных backers.


Первые опыты

Интернет-гуру и автор самого запоминающегося ника в ЖЖ - dolboeb - Антон Носик уже много лет backer. Он жертвует средства через Kickstarter и Kroogi на музыку и софт, получая от создателей проектов благодарности, диски и приглашения на концерты. "Через Planeta.ru я давал деньги на портал Colta.ru и видеоверсию спектакля Евгения Гришковца", - рассказывает Носик. Блогер прекрасно ориентируется в истории отечественного краудфандинга. На нашем рынке первый подобный проект назывался kroogi.com. Его создали шесть лет назад в Калифорнии. И сайт, кстати, до сих пор жив. "Planeta, Boomstarter, Thankyou.ru и другие возникли в последнее время, - поясняет Антон Борисович. - Они даже не клоны "Кикстартера", а продолжатели его русского последователя, вторая производная от исходной модели".

Первыми в медиа краудфандинг испробовало на себе издание о современной культуре и искусстве Colta.ru. Уволенные с портала OpenSpace журналисты и редакторы организовали собственный проект. Они попросили на развитие ресурса у читателей 600 000 руб., а получили 695 000 руб. Но, несмотря на то, что технология краудфандинга сработала для них на 16% лучше ожиданий, издание закрылось. Сейчас сайт снова заработал, объявив о том, что начинает все сначала на Planeta.ru с проектом "Colta.ru: Перезарядка".

"Проблема в том, что краудфандинг не дает никому никаких гарантий. Успех сбора зависит не от того, есть ли в России деньги и люди, желающие их отдать на правильное дело, а от того, насколько правильно составлен запрос, - рассуждает Антон Носик. - Почему Colta.ru просил денег, которых не могло хватить на продолжение издания, вопрос не про краудфандинг, а про бизнес-планирование силами поэтов и литературных критиков".

Из социально значимых проектов в России самый известный - восстановление аварийного моста в городе Шарья Костромской области. Местные предприниматели во главе с кузнецом Сергеем Захаровым собрали по краудфандинговой схеме, без учета пожертвованных стройматериалов, 300 000 руб. Этих денег хватило на реализацию проекта. Хотя, по расчетам властей, официальные работы обошлись бы бюджету в 45 раз дороже, в 13,5 млн руб. Но самым раскрученным и популярным некоммерческим проектом стал "РосПил" Алексея Навального*, посвященный борьбе с злоупотреблениями в государственных закупках. С февраля по май 2011 г. юрист собрал в "Яндекс.Кошельке" более 6 млн руб., почти в два раза больше суммы, заявленной к цели. Такие существенные деньги - просто нонсенс в российском движении краудфандинга. Бизнес-стартапам достается гораздо меньше средств, чем социальным проектам, - десятки и сотни тысяч рублей, но никак не миллионы.

"Безусловное достоинство краудфандинга состоит в том, что реально вы можете получить нужные деньги на очень привлекательных условиях, не обязываясь их никому вернуть и даже не отдавая никому долю в проекте, - поясняет Антон Носик. - Недостаток в том, что количество денег, которое вы таким способом можете собрать, непредсказуемо, и в общем случае оно значительно ниже тех сумм, за которыми создатель стартапа ходит к инвесторам".


Планета идей

Несколько лет назад, когда отечественные звукозаписывающие компании перестали вкладывать деньги в развитие музыки, каналы начали показывать всякую чушь, а музыкальная журналистика попросту деградировала, бас-гитарист группы "Би-2" Макс Лакмус наткнулся на Kickstarter, а на нем на певицу Аманду Палмер с плакатом "Это будущее музыки" и сбором в $1 млн. Так состоялось его знакомство с краудфандингом. Дабы сделать музыкальный мир лучше, он решил запустить в российском Рунете платформу Planeta.ru. Официально она заработала в июне 2012 г.

"Мы разрабатывали тему краудфандинга вместе с музыкантами. Поэтому сейчас на "Планете" большинство успешных краудпроектов - околомузыкальные. Тут все понятно: у музыкантов кредит доверия намного выше. И для них самих репутация очень ценна", - рассказывает Макс Лакмус.

По своим параметрам Planeta.ru похожа на американскую платформу IndieGoGo. Кикстартерский принцип "все или ничего", полагает Лакмус, слишком жесткое условие для российского рынка стартапов. На его ресурсе инициатор может собрать половину суммы и перезапустить проект или же продлить сбор, предварительно оповестив об этом акционеров. "Есть одно большое заблуждение, которое распространено в массах: многие путают краудфандинг с инвестициями или краудинвестингом. У нас на "Планете" первое, и мы собираем деньги на дело, на конкретный продукт, на конкретный проект, - рассуждает Макс Лакмус о концепции ресурса. - Это не инвестиции в бизнес, когда тебе как инвестору полагается доля прибыли за вложения. Нет тут у нас инвесторов, которым нужно защищать свою долю. На "Планете" люди складываются деньгами, участвуют в интересных и важных для них проектах, получают удовольствие и разные приятные бонусы - вещи, музыкальные альбомы, грамоты, благодарности и другие дорогие сердцу штуковины".

Сейчас Planeta.ru насчитывает более сорока стартапов. За время своего существования ресурс аккумулировал более 10 млн руб. Самыми яркими проектами Лакмус называет видеоверсию концерта Гришковца и "Бигуди" (сбор составил 295 250 руб.), седьмой альбом "Animal ДжаZ", который выйдет в апреле (569 055 руб.), и анимационный фестиваль "Под волшебным фонарем" (47 170 руб.), не считая благотворительных проектов, коим, по понятным причинам, в нашей стране всегда respect. Например, фонд помощи хосписам "Вера" получил на "Планете" около 400 000 руб. "Краудфандинг уже прижился в России, - констатирует Макс Лакмус. - Еще прошлым летом практически никто не знал такого слова, а сегодня на "Планете" собрано 10 млн руб. Процесс вовлечения людей в краудфандинг необратим. Как только автор проекта и его сторонники понимают, в чем "соль" и какие возможности открывает перед ними такая простая и прозрачная схема взаимодействия, они от нее не откажутся. Краудфандинговая модель хороша своей абсолютной прозрачностью и тем, что на этапе создания проекта его сторонники могут влиять на результат. Люди способны вести эффективный диалог и воплощать свои идеи в жизнь".

В собственную идею Макс Лакмус инвестировал достаточно средств. Однако точную сумму, а также размер вложений частного инвестора не называет. Пока ресурс крупных доходов не приносит - несложно посчитать, что на 5% сервисного сбора "Планета" сможет существовать лишь тогда, когда рынок краудфандинга в России станет сравним хотя бы с годовым оборотом Kickstarter.


Еще один boom

Однажды за ужином 29-летний бизнесмен Руслан Тугушев вместе с партнером Евгением Гавриловым обсуждали, что неплохо бы создать такую платформу, на которой стартаперы могут представить свою идею и моментально получить обратную связь от аудитории. "После того как мы расписали процессы, механику взаимодействия и приступили к анализу рынка, нас ждал сюрприз, - рассказывает один из создателей Boomstarter Руслан Тугушев. - Оказалось, что в мире уже существует порядка 450 активно работающих платформ практически во всех странах, и они уже разделились на несколько направлений. Kickstarter больше всего понравился нам своей философией".

Инвестиционный план Boomstarter (из личных средств партнеров) составляет $2 млн на два с половиной года. На самоокупаемость они планируют выйти в течение этого же времени, а сами инвестиции, говорит Руслан, окупятся примерно за 3-3,5 года. Сейчас на платформе запускается от трех до пяти новых проектов в день. К концу года Boomstarter собирается выйти на показатель 20-25. Тугушев с Гавриловым уже готовятся и расширяют штат: сейчас на них работают 28 человек. В рейтинге успешных проектов ресурса фигурируют в основном творческие стартапы: второй международный "Такой фестиваль", организованный "Таким театром" (собрано 200 100 руб.), приложение для смартфона Focality, реализующее эффект драматического зума (31 200 руб.), и еще, к примеру, книга Ольги Аничковой "Малоизвестная актриса и Простостихи" (153 950 руб.).

Российские аналитики уже готовы поделиться "предсказаниями". По прогнозу эксперта по интернет-маркетингу Федора Вирина, нам предстоит пережить еще четыре-пять лет привыкания, а потом "народное" финансирование станет вполне обычным инструментом. "Противоречий между этой моделью и "российским менталитетом", или "российской манерой ведения бизнеса", или вообще какими-либо культурными страновыми особенностями нет", - уверен Федор Вирин.

Директор студенческого бизнес-инкубатора МГУ и генеральный директор компании "Центр эффективного образования" Юрий Митин говорит, что в нашей стране краудфандинг станет популярным через три-пять лет. "Пока наш рынок электронной коммерции уступает американскому и в объеме, и в развитости, и в культуре. Русский человек, скорее, пожертвует деньги сироте на улице, чем отдаст их стартапу, - резюмирует эксперт. - У нас не принято инвестировать в будущий результат. Краудфандинг как источник финансирования не готов к нашему рынку. Это хорошая модель: ведь благотворительность всегда существовала. Но вряд ли краудфандинг потеснит банковское, венчурное и частное финансирование бизнеса".



* Внесен в РФ в список террористов и экстремистов