$ 74.08
 89.45
£ 100.26
¥ 71.31
 82.98
GOLD 1833.22
РТС 1464.42
DJIA 30814.26
NASDAQ 12998.50
мнения

С миру по рублю — $300 млрд

Фото: Легион-медиа Фото: Легион-медиа
Евгений Миронюк — аналитик «Фридом Финанс»

В 2020 году финансовые регуляторы взялись за сферу краудфандинга. Судьбоносным для нее стало решение Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) увеличить объем средств, которые ежегодно могут привлекать компании, с 1,07 до $5 млн. Это позволит значительно расширить возможности инвесторов финансировать стартапы и малые предприятия в обмен на собственный капитал. Объем разрешенных вливаний в собственный капитал компаний через краудфандинговые платформы делает этот способ привлечения инвестиций сопоставимым с размещением акций на внебиржевом рынке OTC.

В чем причина увеличения популярности краудфандинга?

Финансирование большого числа проектов в разных сферах посредством краудфандинга — привычная практика последних лет. Всего же этот способ привлечения средств существует около 20 лет. Одной из первых краудфандинговых кампаний стал сбор рок-группой Marillion денег для организации своего тура в 1997 году. Тогда удалось собрать $60 тыс. С тех пор процесс включения людей в проекты по финансированию создания новых товаров и услуг с использованием специальных интернет-платформ ускорился и стал массовым.

В 2020 году лучшей краудфандинговой платформой в рейтинге профильного информационного портала СrowdСrux была признана Kickstarter. Она стала самой популярной краудфандинговой платформой в интернете. Например, в категории игр вероятность успешного сбора необходимого количества средств на проекты составляет 41,2 %.
На втором месте — Indiegogo, которую особенно любят стартапы. База пользователей Indiegogo охватывает 235 стран мира. Около 30 проектов Indiegogo собрали более $1 млн каждый, а 250 проектам удалось привлечь свыше $100 тыс. Платформы активно конкурируют, при этом четкая специализация краудфандинговых площадок уходит в прошлое, они становятся всё более универсальными.

Динамика развития направления действительно впечатляет. Оценить суммы привлечения средств через краудсорсинговые платформы в мировом масштабе достаточно сложно, но, по данным fundera.com, ежегодно по всему миру проводится более 6,4 млн краудфандинговых кампаний, а объем привлечения за год увеличился примерно на 33 %. После преодоления последствий пандемии, к 2023 году этот объем может превысить 12 млн.

За рубежом сфера краудсорсинга и краудфандинга давно регулируется и понятна не только на уровне интернет-сообщества, но и полностью находится в законодательной плоскости. В России закон о краудфандинге № 259-ФЗ вступил в силу только в 2020 году. Конечно же, направление существовало в нашей стране и ранее, но принятие отдельного федерального закона значительно повысило защищенность инвесторов. Отсутствие законов в этой сфере до последнего времени тормозило развитие этой сферы, поэтому доля России на мировом рынке краудфандинга менее 1 %.

Среди отечественных краудфандинговых платформ наиболее известны Boomstarter, «Планета», «С миру по нитке». Помимо специализированных сервисов для запуска краудфандинговых проектов можно воспользоваться услугами сайта Mail.Ru и «Яндекса». На Planeta.ru основные авторы проектов — творческие персоны и коллективы. «С миру по нитке» требует проверки подлинности проекта и отслеживания поступающих средств. Boomstarter работает по принципу «все или ничего», а Planeta передаст средства при сборе хотя бы 50 % от запрашиваемой изначально суммы. Из отдельных проектов отметим успешное финансирование благотворительного фонда «Подари жизнь». Благодаря своему сайту, специализированным интернет-площадкам для сбора средств и социальным сетям с января по начало сентября 2020 года собрано 720 млн руб. Сегодня в России обороты этого рынка составляют 14–15 млрд руб. в год. По прогнозам Банка России, рынок краудфандинга в течение ближайших пяти лет вырастет до 1 трлн руб.

Мы не ожидаем существенной трансформации краудфандинговых платформ. На текущем этапе их развития запуск проектов предельно стандартизирован, а этап подготовки занимает в среднем 11 дней. Но масштабность проектов, безусловно, будет увеличиваться. Их популярность также многократно повысится по мере того, как будет взрослеть и богатеть пользовательская аудитория этих платформ — люди в возрасте от 24 до 35 лет. Способствует развитию этой сферы интернет-деятельности и активная цифровизация.

Интересен ли краудфандинг для ведения бизнеса во время пандемии?

Исследование Kickstarter показало, что поддержка краудфандинговых кампаний и их успешность соответствуют показателям до пандемии. Однако количество работающих проектов на Kickstarter снизилось примерно на 25 % по сравнению с тем же периодом прошлого года. Между тем крупнейшая краудфандинговая платформа Wefunder сообщила, что с февраля по апрель приток инвестиций на нее вырос на 35 %, а в начале мая сообщила о поступлении рекордных $2 млн за один день.

Похоже, краудфандинг продолжает набирать обороты, а спонсоры по-прежнему стремятся поддержать интересные им проекты или бизнесы, что в некоторых случаях буквально позволяет тем выжить и продолжить развиваться. Осуществляется эта поддержка через сбор средств для запуска актуальных продуктов или услуг преимущественно в рамках уже действующих проектов. Согласно исследованию QYResearch, в среднем объемы вложений в краудфандинговые проекты будут расти на 16 % в год.

Создатели 3D-ручек, многих современных карточных и компьютерных игр, фильмов, обучающих программ, технологических новинок просто не нашли бы способа развить свои идеи и сделать их общедоступными без краудсорсинга. Объединение усилий с использованием интернет-платформ для реализации задач — необходимое условие существования проектов в условиях глобализации и усилившейся конкуренции. Подчеркнем, что рынок краудсорсинга — один из самых быстрорастущих, и к 2030 году его объем может быть оценен в $300 млрд.