С Новым IT-годом!


Президент группы "Астерос" Андрей Черемных считает наиболее важным событием вступление РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО). "К полноценной интеграции в мировое экономическое пространство Россия шла девятнадцать лет. Очевидно, что данный шаг повлечет за собой ряд политических, социальных и экономических изменений, которые затронут в том числе и отрасль ИКТ", - рассуждает эксперт. По его мнению, нас ждет усиление конкуренции на внутреннем рынке вследствие прихода западных компаний. Начавшийся в силу локальных предпосылок консолидационный бум на рынке IT получит новый импульс благодаря поглощению крупными иностранными игроками мелких и средних отечественных IT-компаний.

Присоединение к ВТО открывает перспективы и существенно упрощает жизнь нашим компаниям, амбициозно настроенным в отношении вывода своих продуктов и услуг на международный рынок. "Движение российского IT-рынка к западной модели, желание крупного бизнеса соответствовать международным стандартам будет способствовать увеличению расходов на IT, что, в свою очередь, повлияет на смещение акцента в сторону комплексных и инновационных решений. Это даст мощный стимул к развитию сегмента IT-услуг, темпы которого в России уже сейчас в пять раз превышают мировые показатели", - отмечает Андрей Черемных. "Несмотря на замедление общих темпов роста экономики в России и мире в целом, наш рынок IT продолжает активно расти. Наиболее высокую динамику показали, как нам кажется, новые направления информатизации, связанные с "облачными" технологиями - строительство ЦОДов (центры обработки данных), создание необходимой инфраструктуры, появление новых "облачных" программных продуктов и услуг, обеспечение безопасности хранения и передачи данных", - подтверждает генеральный директор компании "Форс" Степан Томлянович. По темпам роста эти направления заметно превосходят традиционные.

"Интерес к "облачным" сервисам, спектру их возможностей и защищенности от рисков постепенно трансформируется в понимание того, что качество и сама жизнеспособность решений "облачной" природы предполагают наличие инфраструктурного базиса, сопоставимого по возможностям развития и гибкости", - добавляет директор по региональному развитию сети Stack Data Network Сергей Зайцев. К примеру, в последние год-два на рынке услуг ЦОДов растет число запросов на стойки с энергопотреблением 10-15 кВт - они нужны под размещение мощных многоядерных процессоров и "лезвий", на которых функционируют cloud-решения и платформы.

"Наша компания оказывает IT-услуги для телекоммуникационного, финансового, государственного сектора и ТЭК. Все изменения в этих отраслях различны. Так, доходы телекоммуникационных компаний в этом году показывают слабый рост. Поэтому глобальная тенденция, превалирующая в этом секторе, - автоматизация в целях увеличения эффективности бизнеса", - высказывает свою точку зрения управляющий партнер и основатель компании AT Consulting Сергей Шилов.

Кроме того, телекоммуникационные компании направлены на повышение качества сервиса, которое становится доминирующим конкурентным преимуществом в условиях, когда ценовые войны уже никому не выгодны. В целом IT-инвестирование в телекоме находится на стабильном уровне, взрывных всплесков в следующем году Сергей Шилов не ожидает. Банковский сектор, напротив, переживает очередной бурный рост в области информатизации. Ключевые заказчики IT-проектов - первая тройка крупнейших российских банков, однако и другие кредитные организации активно вкладывают средства в IT.

В ситуации, когда крупные игроки стараются удержать позиции, а банки второго эшелона ищут своего клиента, особую роль играет автоматизация процессов управления лояльностью клиентов, повышение качества их обслуживания и дополнительные продажи. В связи с этим внедрение систем отчетности, фронт-офисных систем набирает все большую популярность. "Отмечу также, что многие банки заказывают сейчас консалтинговые проекты для оптимизации работы АБС (автоматизированные банковские системы). Это связано с тем, что отдельно взятая и внедренная ранее АБС на сегодняшний день не способна предоставить эффективные инструменты для реализации всех современных бизнес-потребностей отрасли", - добавляет Сергей Шилов.


Фокус на проект

Мы попросили наших экспертов рассказать о наиболее интересных проектах, в реализации которых они принимали участие в уходящем году. "В 2012 г. мы сфокусировались на масштабных, ресурсоемких и долгосрочных проектах, потребовавших реализации всего интеллектуального потенциала группы "Астерос". Создание комплексной инфраструктуры зданий и сооружений "под ключ" стало нашей визитной карточкой на рынке", - говорит Андрей Черемных. Например, подготовка терминала международного аэропорта Владивосток к форуму АТЭС-2012, постройка IT-инфраструктуры научного комплекса площадью более 43 000 кв. м для холдинга "Вертолеты России", участие в строительстве олимпийских объектов в Сочи - все это проекты, реализованные на стыке инженерных технологий, IT-инфраструктуры и систем безопасности. При решении столь масштабных задач группа "Астерос" выступает в качестве стратегического партнера, несущего ответственность за все этапы проектных работ - от планирования и проектирования до реализации и сопровождения. Фокус на долгосрочных комплексных проектах позволил группе по итогам года занять лидирующие позиции в рейтинге ведущих компаний, специализирующихся на строительстве и оснащении зданий и сооружений всей необходимой инфраструктурой "под ключ". "В разрезе конкретных производственных практик наши особые поводы для гордости - это создание комплексной системы безопасности в Новосибирском метрополитене, построение телекоммуникационной инфраструктуры трех ипподромов Туркменистана, реализация частного "облака" для УК "Динамо" в рамках масштабного проекта по реконструкции стадиона "ВТБ Арена", - перечисляет Андрей Черемных. "2012 г. был для нас очень удачным, мы укрепили сотрудничество с нашими старыми клиентами и приобрели несколько новых. Если говорить про знаковые проекты для нашей компании, стоит отметить работу с "Вымпелкомом", Сбербанком России и "Ростелекомом", - рассказывает Сергей Шилов. В "Вымпелкоме" AT Consulting начала масштабный проект по модернизации и консолидации систем поддержки бизнеса компании. В рамках первой фазы программы в опытно-промышленную эксплуатацию уже запущена единая система самообслуживания для клиентов корпоративного сегмента бизнеса.

В Сбербанке AT Consulting завершает внедрение IT-решения для мониторинга систем управления электронными очередями. Система поможет собирать информацию о состоянии очередей из всех отделений банка, анализировать потоки клиентов и распределять персонал согласно потребностям конкретного отделения. "Знаковый проект в "Ростелекоме" для нас - внедрение ERP-системы на базе Oracle E-Business Suite. Проект стартовал в 2011 г., и мы уже запустили систему в корпоративном центре и ряде макрорегиональных филиалов компании", - добавляет Сергей Шилов. Рассчитан проект до середины 2013 г. Надо отметить, что во внедрении участвовала команда более чем из 300 специалистов "Ростелекома", AT Consulting и подрядных организаций. "Мы ежегодно реализуем несколько тысяч проектов, выделить единицы из них - непростая задача. Например, наши специалисты впервые в России внедрили систему планирования и управления трудозатратами в одном из управлений Сбербанка России. Она позволила увеличить производительность труда сотрудников и начать вести учет их рабочего времени", - рассказывает генеральный директор компании "КРОК" Борис Бобровников. Еще один новаторский для нашей страны проект ЗАО "КРОК" реализовало для Национальной службы взыскания. Там была создана система записи и аналитики речи, благодаря которой можно сократить количество не приносящих прибыли вызовов. Для "М.видео" компания разработала план аварийного восстановления и создала резервную площадку для IT-инфраструктуры на базе дата-центра КРОК, что гарантирует работоспособность магазинов в режиме 24x7. Крупный проект реализован для "Росатома". На 25 предприятиях госкорпорации ЗАО "КРОК" внедрило собственную систему электронного документооборота. За счет этого были автоматизированы управление документацией и договорная работа, создан электронный архив, постепенно формируется единое информационное пространство.


"Облако" больших массивов

В оценках перспектив развития отрасли в следующем году эксперты не сильно разошлись во мнениях. "Облачные" технологии и консьюмеризация IT будут одними из наиболее ярких тенденций наступающего года. Еще одним важным для всей технологической отрасли трендом будет Big Data, то есть хранение и обработка больших массивов данных", - отмечает президент Microsoft в России Николай Прянишников. Основная сложность для анализа крупных объемов информации состоит в том, что данные могут быть представлены в неструктурированном формате, и доступ к ним будет ограничен. Традиционные методы анализа не в состоянии угнаться за огромными объемами постоянно обновляемых данных, что в итоге и открывает дорогу технологиям под названием Big Data. Microsoft предоставляет улучшенные инструменты для аналитики, помогающие компаниям при работе с большими массивами данных выделять самое главное, определять тенденции и делать правильные выводы. "Конвергенция инженерных, информационных и систем безопасности, рост спроса на технологии, позволяющие проводить качественную аналитику для поддержки принятия высокоуровневых управленческих решений (BI. Big Data), дальнейшее проникновение "облачных" технологий, но преимущественно для создания частных "облаков", а также коммодитизация бизнес-приложений - эти тенденции, на наш взгляд, получат мощный импульс к развитию в следующем году", - перечисляет Андрей Черемных. Однако Степан Томлянович видит ситуацию несколько в ином свете: "На рынке наблюдается общая тенденция: заказчики стремятся как можно меньше зависеть от поставщика и максимально все делать своими силами. Везде, где это возможно, предпочтение отдается готовым решениям. Рынок заказной разработки постепенно сужается и, по сути, сводится к доработке и развитию готовых программных продуктов". С нуля, по его словам, сегодня решения разрабатываются главным образом для госсектора - там, где задачи уникальны и без заказной разработки обойтись никак нельзя. Уровень требований заказчиков постоянно повышается, у многих из них существуют собственные высокопрофессиональные IT-команды, готовые самостоятельно осуществлять работы по предпроектному консалтингу, обследованию процессов и разработке технического задания. Сейчас клиенты точно знают, чего хотят, более четко формулируют задачу и требуют отчета по результатам каждого из этапов выполнения работ. "На первый план выходит не то, что использовать и как, а зачем. Заказчикам сегодня нужна помощь в том, чтобы обозначить потенциально тот круг полезных для развития их бизнеса задач, которые могут быть решены посредством IT", - резюмирует Степан Томлянович.


Алексей Тарасенко, генеральный директор "Энвижн Груп":

"За этот год IT-рынок качественно изменился: главную роль сейчас играют покупатели, а не продавцы. В свою очередь решения о запуске проектов и выборе исполнителя принимают в основном акционеры и топ-менеджеры, исходя, как правило, из экономической выгоды для предприятия, то есть повышения конкурентоспособности и сокращения затрат. Клиенты становятся все более требовательными, ориентируются на комплексные решения и сложные профессиональные услуги, предпочитая строить отношения на строго оговоренных условиях и обязательствах.

Но лично мне как генеральному директору все эти факторы импонируют. В этом году "Энвижн Груп" участвовала во многих сложных проектах: аутсорсинг сетей, построение сетей по технологии GPON, строительство ряда олимпийских объектов в Сочи. Получив бесценный опыт, мы продолжим концентрировать усилия по нескольким направлениям: аутсорсинг, построение комплексных технологических инфраструктур, развитие и внедрение энергоэффективных решений и т. д.

Если говорить о значимых событиях как для нас, так и для рынка в целом, то хочу еще раз напомнить, что в этом году в России появился новый сильный игрок. Я имею в виду нашу интеграцию с IT-активами АФК "Система". Юридически она уже состоялась, и в начале 2013 г. мы завершим ее фактически: закончим реорганизацию, представим наши обновленные компетенции, разделим "зоны ответственности" между подразделениями, проведем ребрендинг филиалов объединенной компании.

Тогда мы сможем работать в полную силу - качественно, эффективно и с консолидированной командой. Наша стратегия развития предполагает также создание нескольких центров компетенций. Например, в этом году мы уже открыли центр решений EMC и центр эксплуатации сетей. Но самое главное - уже сейчас мы сфокусировались на разработке и продаже уникальных решений, как собственных, так и на базе вендорских продуктовых линеек. Благодаря расширению портфеля предложений, выходу на новые отраслевые и географические рынки и привлечению новых клиентов (преимущественно в сфере финансов, энергетики и нефтегазовой отрасли) в следующем году мы планируем увеличить оборот компании на 30% по сравнению с текущим.

В 2013 году я желаюколлегам новых творческих успехов и уверенности в будущем! Нашей отличной команде есть куда расти. Нам предстоит много работать вместе, смело смотреть вперед, намечать новые перспективы и идти к поставленным целям. Если каждый сотрудник будет эффективно решать задачи клиентов, честно выполнять свою работу и помогать коллегам, мы снова добьемся потрясающих результатов!

А нашим партнерам и рынку в целом желаю дальнейшего развития, построения цивилизованных отношений. Пусть новые технологии быстрее приходят в каждый дом и приносят всем пользу!"


Николай Прянишников, президент Microsoft в России:

"В уходящем году "облачные" технологии продолжили свое победоносное шествие, и мы уверены, что в следующем году темпы развития "облачного" рынка будут такими же динамичными. Это подтверждают и аналитические агентства, например IDC: согласно исследованию Cloud Services Market 2012-2016 Forecast and 2011 Competitive Analysis, до конца 2016 г. "облачный" сегмент продолжит расти в среднем на 50,8% в год.

Новая модель потребления IT как услуги, которая подразумевает использование IT как услуги через Интернет или внутрикорпративную сеть и оплату по мере потребления, получает все больше популярности среди российских компаний самого разного размера бизнеса, особенно в сегменте СМБ. Уже много говорилось о достоинствах "облака". Например, оно дает возможность компаниям использовать новейшие IT-решения, не заботясь о закупке оборудования и лицензий, развертывании, настройке и поддержке. В этом плане показательным примером является "облачный" сервис Microsoft - Office 365, названный лучшим "облачным" решением 2011 г., по версии CRN. Другим востребованным решением, набирающим все большую популярность в России, является "облачная" платформа Windows Azure. Она активно используется в самых разных сценариях - для создания мобильных приложений, для хранения контента и данных, для привлечения дополнительных мощностей во время пиковых нагрузок и т.д. На конференции TechEd Russia-2012, прошедшей в конце ноября, мы объявили о расширении текущего предложения Microsoft в области приложений для управления взаимоотношениями с клиентами сервисом Microsoft Dynamics CRM Online.

Крупный корпоративный бизнес наряду с использованием публичных "облаков" активно осваивает возможности, которые предлагают частные "облака" на базе нового Windows Server 2012, а также гибридные "облачные" среды. Мы уверены, что гибридная модель использования IT, то есть эксплуатация локальной инфраструктуры и публичного "облака" в единой информационной среде, станет востребованной в ближайшее время, так как она позволяет быстро и легко увеличивать мощность своей собственной инфраструктуры за счет публичного "облака", как только это становится необходимым, и также легко прекращать его использовать.

"Облачные" сервисы также развивают наши партнеры. Например, компания "Корус Консалтинг", один из ведущих системных интеграторов страны, объявила о начале продаж первых в России сервисов "Документооборот" и "Корпоративный портал" на базе Windows Azure. Важным преимуществом этих сервисов компания считает новые возможности для оптимизации стоимости владения решением и масштабирования его по требованию.

Другое важное изменение, которое мы наблюдали в уходящем году и которое сохранит актуальность и в следующем году, - консьюмеризация IT. Сегодня персонал в 40% случаев использует личный компьютер для решения рабочих вопросов. Кроме того, люди применяют и другие устройства: смартфоны, планшеты, электронные книги и т.д., а также работают с большим числом приложений. Пользователи и бизнес хотят иметь постоянный доступ к необходимой информации в любое время, из любого места и с любого устройства.

Этот тренд, безусловно, оказывает влияние на корпоративный сегмент и ставит перед IT-подразделениями совершенно новые задачи по интеграции новых коммуникационных каналов и устройств в корпоративную среду. Сегодня Microsoft предлагает все необходимые инструменты для решения этих задач. Например, новая версия SharePoint широко использует возможности, предлагаемые социальными сетями. Пользователи бизнес-приложений Microsoft Dynamics, в том числе и таких "консервативных", как ERP-системы (Microsoft Dynamics AX 2012), легко и, главное, безопасно могут получить доступ к корпоративной информации с мобильных устройств. При этом речь идет не просто о просмотре информации, но о полноценной работе с ней, например, если необходимо составить новый отчет.

Сегодняшние решения Microsoft позволяют компаниям безопасно работать в новой реальности. Например, новый Windows Server 2012 дает возможность предоставить доступ к корпоративной информации в любое время и с любого устройства, причем с соблюдением при этом всех правил корпоративной политики безопасности".