С опорой на друзей: эксперты нашли альтернативу «российскому Bloomberg»

Центробанк продолжает работать над схемой определения курса рубля к евро и доллару на случай парализации биржевых торгов валютой. Одна из схем, которую предлагает ЦБ, — собственный аналог Bloomberg, то есть площадка с валютными котировками крупнейших банков страны. Часть экономистов считают такой подход опасным, говоря, что он выльется в монополизацию валютного рынка. Альтернативой, на их взгляд, может стать использование кросс-курсов, то есть определение стоимости «недружественных» валют с помощью валюты дружественных стран.
От биржи к банкам
На прошлой неделе стало известно, что ЦБ вместе с участниками валютного рынка обсуждает механизм определения курса рубля к доллару и евро на случай остановки биржевых торгов. Такое может произойти, если западные страны введут ограничения против Мосбиржи и Национального клирингового центра (НКЦ).
О рисках таких санкций еще в кулуарах ПМЭФ-2022 говорил первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин. «Риски существуют. <…> Считаем, что правильным решением для того, чтобы справиться с этими рисками, является уменьшение валютной позиции участников в НКЦ», — заявлял он.
О том, что альтернативные варианты определения курсов прорабатываются, сначала сообщили участники рынка. Затем эти слова подтвердил Центробанк. «Чтобы обеспечить защиту клиентов и бесперебойность работы финансовой системы, Банк России проводит с участниками рынка и организациями инфраструктуры моделирование различных сценариев», — сообщили в минувшую пятницу в регуляторе.
Никакой конкретики ЦБ тогда не привел, однако источники Forbes рассказали, что один из обсуждаемых вариантов — это создание российского аналога Bloomberg. В таком случае будет организован внебиржевой валютный рынок, а курс рубля к основным валютам станут определять 10 крупнейших банков России. Рыночным же будет признан средний курс, высчитанный на основе их показателей.
Сегодня курс рубля к основным валютам определяют участники биржевых торгов. Чем больше предложение иностранной валюты и спрос на рубли на рынке, тем крепче становится национальная валюта, и наоборот.
Официальный курс ЦБ на завтра рассчитывается на основе среднего биржевого курса в определенный отрезок времени предыдущего дня. Официальный курс служит ориентиром стоимости рубля и является стандартным курсом для госструктур в России. На его основе, к примеру, ведутся бухучет, расчеты таможенной и налоговой служб, а также финансовые операции Минфина.
Отрыв курса от реальности
Инициатива по созданию в России собственного аналога Bloomberg логична, однако несет в себе несколько рисков, заявил «Известиям» основатель Школы практического инвестирования Федор Сидоров. Один из них — отрыв курса от «фундаментальной экономической реальности». Эксперт пояснил, что в новых условиях факторы, которые прежде влияли на курсы валют на Мосбирже, перестанут работать. В их числе:
стоимость нефти,
налоговый период у экспортеров,
статистика различных стран,
крупнейшие события в экономике и внешней политике.
Все эти факторы, по словам Сидорова, делали курс валют «относительно предсказуемым».
Однако главной проблемой при переходе на «российский Bloomberg» эксперт называет не это, а потенциальную монополизацию валютного рынка. «Банки в таких условиях получают полный карт-бланш в том, чтобы курсы завышать», — говорит он.
В результате страдать от такой политики станут рядовые граждане, которые будут вынуждены покупать валюту по несправедливой цене, поясняет эксперт.
Какая альтернатива предлагается?
Учитывая реальность, в которой Россия сегодня существует, регулятору и участникам рынка будет правильнее проработать несколько стратегий замены биржевых торгов, говорят экономисты. Вторым путем, по которому может пойти РФ, могут стать кросс-курсы с валютами, торги по которым продолжаются, заявил газете руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
С ним согласился Дмитрий Бабин, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций». Он пояснил, что определять курс валют недружественных стран можно с помощью курса рублю к китайскому юаню или гонконгскому доллару.
«Допустим, если у нас китайский юань стоит 9,08 рубля, а на мировом рынке доллар стоит 6,75 юаня, то у нас курс доллара можно рассчитать как 9,08 х 6,75 = 61,29 рубля. Аналогичным образом возможно определение курса доллара к рублю на основе корзины валют, торгующихся на российском рынке», — поясняет аналитик.
По его словам, подобную модель можно назвать наиболее рыночным способом определения курсов. Она интереснее «банковской» как минимум потому, что полностью изолироваться от мировых экономических процессов Россия не собирается, добавил Бабин.
В самом Центробанке идею об опоре на кросс-курсы пока не комментировали.
Еще по теме

