С праздником!

28.12.200900:00

Какая разница между первоапрельской шуткой и новогодним подарком? Циники отвечают обычно, что никакой. Ну разве что девять месяцев. И это, конечно, неправда. Новый год и Рождество - апогей праздничных настроений и, конечно, подарочной торговли.

Накануне нынешнего сезона предпраздничных распродаж управление по технике безопасности и предотвращению профессиональных заболеваний при Министерстве труда США распространило памятку для работников ритейла, в которой расписало, как себя вести, чтобы не быть затоптанным покупателями: ведомство отмечает в последние годы рост травматизма среди продавцов. А в 2008-м в Нью-Йорке сотрудник супермаркета Wal-Mart погиб, снесенный двухтысячной толпой. Травмы тогда получили еще 11 человек. Нынешние распродажи пока обошлись без таких жертв.

ДО ПРИЛАВКОВ ДОШЛИ

   Прежде всего до последнего момента было неясно, а состоится ли вообще праздник подарочного потребления или из-за кризиса люди предпочтут попридержать деньги. Что ж, в общем и целом опасения ритейлеров оказались напрасными. Например, по данным главы Британского консорциума розничных торговцев Стивена Робертсона, предпраздничная розница туманного Альбиона продемонстрировала лучшую за последние три года статистику продаж. Уже в первые зимние выходные только в Лондоне за покупками отправились более 2 млн человек. Ради них полиция даже временно перекрыла движение на главных торговых улицах - Оксфорд-стрит и Риджент-стрит. Никогда прежде в Англии перед рождественскими праздниками не работало 24 часа в сутки так много магазинов, как в этом году, - свыше 740. Еще 300 открыто до полуночи.
   Справедливости ради отметим, что кассу лондонским торговцам делали не только столичные жители и даже не только граждане Великобритании. Сыграло свою роль банкротство в прошлом и этом году таких популярных сетей, как Woolworths, Threshers, Zavvi и Adams, что заставляло ехать за подарками в большие города, и в Лондон особенно. Несомненно, подстегнуло покупателей и то, что 31 декабря заканчивается действие льготного 15-процентного НДС и восстанавливается ставка в 17,5%. Ну а иностранцы отоваривались в столице, пользуясь слабостью фунта по отношению к евро.
   В результате сеть John Lewis в первые же предпраздничные семь дней побила рекорд недельной выручки, который, впрочем, пал уже в следующие выходные. Еще ни разу за 145 лет John Lewis не удавалось наторговать за неделю на 110 млн фунтов стерлингов, что на 15% больше, чем в такую же вторую декабрьскую неделю 2008 года, и на 8% больше, чем в 2007-м. Не жалуются и в Marks & Spencer Rivals: хотя и без рекордов, но объемы прошлогодних рождественских продаж превышены и там.
   Безусловно, ритейлеры не сидели сложа руки, пассивно ожидая, придут ли к ним покупатели, а усиленно рекламировались и, конечно, предложили немалые скидки. Впрочем, сработало это не везде.
   В Испании с ее без малого 20-процентной безработицей, по данным аудиторско-консалтинговой компании Deloitte, объем предпраздничных продаж снизился по сравнению с 2008 годом на 9,1%. Желание покупать в таких условиях не особо стимулировали даже 70-процентные скидки на некоторые категории товаров в сети El Corte Ingles SA. В Carrefour SA, для которой Испания является вторым после французского рынком, цены в этом году снижены на 10 000 наименований продукции в среднем на 25%. И все равно испанские магазины сети приносят вдвое меньше выручки по сравнению с точками Carrefour в других странах.
   Американцы тоже вели себя куда сдержаннее британцев (подсчитано, что они тратят в среднем на 22% меньше, чем граждане Великобритании), несмотря на скидки практически на все категории товаров, достигавшие 25 - 50%. Характерно, что именно в США набирает силу regifting - передаривание ненужных подарков. Вооще-то regifting придумала в 80-е годы прошлого столетия бывшая тогда первой леди США Нэнси Рейган, у которой были горы ненужных презентов. Затем идею разрекламировал популярный ситком "Сайнфелд". Сейчас опросы показывают, что ничего зазорного в regifting не видят 78% американцев, а чаще всего к нему прибегают женщины.
   

ТРИУМФ ОНЛАЙНА

   Рецессия по-разному отразилась на торговле в оф- и онлайне. Скажем, главный интернет-магазин Америки - Amazon.com - спада вроде бы и вовсе не заметил: выручка в IV квартале 2008-го выросла на 18% по сравнению с предшествующим годом, а в нынешнем году, можно почти не сомневаться, перекроет и этот уровень. Аналитики изначально предрекали в 2009-м особенный успех праздничным продажам через Интернет, и эти прогнозы сразу начали оправдываться, а тут еще накрывшие Старый и Новый Свет снегопады, остановившие едва ли не весь транспорт и сделавшие проблематичным даже поход за хлебом. Между тем web-шопинг экономит время, позволяет избежать давки, дает возможность сравнить цены и отправить купленные подарки куда угодно, не вставая с дивана. В итоге, по данным интернет-магазина VoucherCodes.co.uk, услугами виртуальной торговли в первой половине декабря 2009 года воспользовались 4,2 млн человек, что на 110% больше, чем за две первые декабрьские недели 2008-го. 7 декабря в 13.34 был установлен рекорд совершения покупок в web-магазинах - 1,4 млн ф.ст., сообщала аналитическая Retail Decisions. А что касается США, то, по расчетам Forrester Research, онлайн-торговля занимает уже 7% розничных операций. Онлайновые продажи выросли с начала ноября по 18 декабря на 4%, до $24,8 млрд, сообщила comScore Inc. Рекорд отрасли в США зафиксирован 15 декабря - суточный объем продаж составил $913 млн.
   

БАЗАРНАЯ ЭКОНОМИКА

   Многие, наверное, не раз видели, что едва ли не раньше всех в Европе рождественские базары открываются в Германии. В середине ноября на центральных и исторических площадях городов уже стоят аттракционы и деревянные ярмарочные павильоны, разнокалиберные или выдержанные в едином стиле палатки и лотки. И хотя в это время работают они еще не все, как правило, желающие уже тогда могут отведать продающегося в розлив глювайна - напитка из подогретого недорогого красного вина с разного рода добавками - от элементарной корицы до варианта spritzt, то есть с долей рома, или и вовсе с ягодами, чем славятся особенно баварские городки вроде Фюссена. Глювайн - питье согревающее, создающее радостное настроение и подкрепляющее (особенно, если вместе с ним купить фунтик жареных каштанов), и при этом не ударяющее в голову, не замутняющее сознание, хотя и недорогое. Словом, напиток праздничный, демократичный и вполне семейный, позволяющий не "надираться", а всем вместе веселиться за небольшие деньги. Небольшие - для покупателя. Что касается продавцов, то наиболее удачливые из них могут за неделю заработать, по некоторым оценкам, до 50 тыс. евро.
   В целом же, по расчетам Ассоциации лотковой торговли, на 2500 базарах в этом декабре торговали в Германии 188 000 человек. Никто точно не знает, сколько денег это приносит, потому что информацию скрывают не только мелкие предприниматели, но и крупные компании. Но считается, что базары дают от 3 до 5 млрд евро, а покупатели в среднем тратят на них 27 - 30 евро за один поход.
   Подавляющее большинство рождественских базаров в Германии является частной собственностью. Один из немногих немецких городов, базар в которых находится в ведении муниципалитета, - Дрезден. Этим летом городские власти вложили 600 000 евро в строительство детского тематического парка и демонстрационных мастерских поблизости от торговой территории.
   На рекламу рождественских базаров Нюрнберг и Дрезден тратят до 250 000 евро. Другие города заманивают на свои базары чем-то особенным. В Дортмунде, например, утверждают, что на их рождественском базаре стоит самая большая на планете елка, в Майнце хвалятся самой огромной в мире кружкой для глинтвейна, а в Касселе - самой внушительной рождественской пирамидой.
   

КТО, ЧТО, КОМУ И ПОЧЕМУ

   На рождественской торговле в скандинавских странах сказалась, как это ни странно, проходившая в середине декабря в Копенгагене Конференция ООН по климату. Громкие и настойчивые призывы экологов не покупать на Рождество подарки, изготовление и доставка которых наносят большой вред окружающей среде, были услышаны потребителями. Сотни тысяч жителей Скандинавского полуострова и примкнувшие к ним датчане решили в этом году воздержаться от приобретения вредных для природы презентов. В результате средний подарочный чек заметно сократился. Те же датчане вознамерились защищать экологию до конца и потратили на рождественские подношения в среднем лишь 150 евро, то есть почти на 40 евро меньше, чем в прошлом, провальном в смысле оборотов, году.
   По информации Института изучения торговли Швеции, шведы тоже отдали предпочтение экологически чистым товарам. Самым, пожалуй, популярным подарком на Рождество в стране стал зеленый коврик для занятий йогой с пластмассовыми массажными шипами за 50 евро - такие приспособления уже есть у 16% шведов.
   С ковриком для йоги конкурировали, как и везде, ювелирные изделия, электронная техника и одежда. Правда, при выборе последней покупатели очень внимательно изучали этикетки с составом ткани и местом изготовления, чтобы прикинуть, сколько двуокиси углерода было выброшено в атмосферу планеты при доставке ее в Швецию. Скандинавы сейчас обращают внимание на все. В том числе и на цвета, не без оснований полагая, что чем ярче одежда, тем больше краски на нее пошло и, следовательно, тем больший вред нанесен природе.
   Если же говорить об общих тенденциях, то самыми популярными рождественскими презентами остаются электроника, парфюмерия, CD и DVD. В категории детских подарков предпочтение отдается недорогим игрушкам. Крупнейший в Великобритании профильный ритейлер Argos, в частности, сообщил, что 85% продаж игрушек пришлось на дешевую продукцию ценой не выше 10 ф.ст. против 40% пять лет назад. В Америке наибольшим спросом перед праздником пользовались электроника и зимняя одежда.