С праздником, дорогие менеджеры!

23.12.200200:00

Для любой компании Новый год – прежде всего полезный праздник. При небольших затратах он может стать эффективным инструментом корпоративной политики. Организация торжеств позволяет одновременно решить несколько задач – наладить командные отношения между сотрудниками, поощрить работников и улучшить впечатление от фирмы. Впрочем, руководители компании тоже люди и тоже хотят праздника.

 

Основное назначение корпоративных мероприятий – создать почву для неформального общения. Обычно общение на рабочем месте происходит в рамках заданной роли, по принципу начальник – подчиненный или коллега – коллега. В неформальной же обстановке появляется шанс увидеть коллег с новой стороны. Проведение вечеринок зачастую дополняется рассылкой подарков, открыток, календарей. В агентстве «Прайм-ТАСС» считают, что рассылка подарков и поздравлений клиентам и партнерам – один из наиболее популярных способов «сближения». Хороший шанс сделать приятное тем, с кем было полезно сотрудничать в уходящем году. Удобная возможность поблагодарить тех, кто был лоялен к тебе в течение года, несмотря на твои оплошности, или вкрадчиво напомнить о себе тем, кто, возможно, успел подзабыть. Главное не забыть о персональном подходе: каждый адресат должен чувствовать, что подарок предназначен лично для него. По словам гендиректора консалтинговой компании «Российские бизнес-системы» Игоря Пикана, административный департамент его компании начинает готовиться к Новому году с октября. В списке клиентов и партнеров, которым направляются поздравления, обычно около 500 человек. «Мой рабочий график расписан для личных поздравлений по минутам», – поясняет Пикан.

 

Праздник за свой счет

В большинстве крупных и средних фирм подготовка к празднованию Нового года обычно начинается с осени. В это время определяются основные параметры корпоративного мероприятия. Речь идет о сумме, которую руководство готово выделить на праздник. Тогда же разрабатывается приблизительный сценарий. Главный вопрос для любой компании – организовать празднование Нового года самостоятельно или воспользоваться услугами специальной консалтинговой фирмы или PR-агентства. По словам менеджера службы маркетинга компьютерной компании «Аквариус» Ольги Левченко, их попытки заказать вечеринку натолкнулись на финансовые препятствия. Дело в том, что за проведение таких мероприятий фирмы берутся в том случае, если бюджет праздника превышает $35 000 – 40 000. Свои услуги они оценивают в 5 – 10% от общей стоимости заказа.

По составу участников корпоративные праздники можно разделить на две группы. Директор по спецпроектам PR-агентства «ЕТС» Сергей Астахов делится своим опытом: «Вечеринки для своих и банкеты для партнеров и клиентов очень сильно различаются как по атмосфере, так и по стоимости при одинаковом числе приглашенных». При среднем количестве гостей от 70 до 120 минимальный пакет (аренда, украшение помещения, ведущий, аппаратура «свет-звук», фуршетная служба, еда, напитки) при закрытом формате обходится в $9000 – 12 000. Банкет, на который приглашают клиентов, партнеров, СМИ, являющийся по сути PR-акцией, обходится дороже – в $15 000 – 18 000. При этом, по словам менеджера PR-агентсва BBM Леонида Кутсара, под Новый год цены на все обязательные компоненты взлетают примерно на 50%. Развлекательная программа обычно считается отдельно, поскольку никаких стандартов не существует, и состав приглашаемых артистов зависит исключительно от вкуса и состоятельности заказчика.

«Рынок услуг по организации корпоративных вечеринок сильно вырос в этом году, – отмечает Сергей Астахов. – Общее число заказов увеличивается, но увеличивается и конкуренция». Появилось много новых компаний, агрессивно рекламирующих свои услуги. Объясняется это ростом спроса и низким «порогом» выхода на рынок. Фактически все, что нужно для начала работы, – это телефон и несколько рекомендаций. В то же время, поскольку услуга специфическая, клиентская база агентств и компаний, работающих на этом рынке, довольно устойчива. Организацию праздника обычно поручают агентству, которое связано с заказчиком другими проектами, что формирует между заказчиком и исполнителем в дополнение к деловым отношениям еще и неформальные.

 

И на дуде игрец

Впрочем, многие компании предпочитают проводить свои мероприятия сами. «В процессе подготовки к празднованию Нового года мы рассмотрели предложения шести консалтинговых фирм, и ни одно нас не устроило. Нам предлагали обычный помпезный банкет в огромном зале, а мы хотели сделать нечто особенное, – рассказывает Ольга Левченко. – Тогда мы сами занялись организацией празднования Нового года».

Компания ABBYY также предпочитает самостоятельно организовывать новогодний праздник. «В прошлом году, – рассказывает менеджер компании ABBYY Анастасия Савина, – праздник проходил на пароходе и представлял собой увлекательную игру. Все сотрудники компании разделились на команды, которые соревновались между собой. Для компании, занимающейся разработкой программного обеспечения, люди – это главный капитал, условно говоря, наши основные фонды. Поэтому уровень мотивации и создание корпоративного духа для нас является очень важным фактором».

Компания «Бош – Сименс Бытовая техника» не ограничивается проведением одного корпоративного праздника. По словам представителя компании, уже стало традицией устраивать в середине декабря целую серию новогодних торжеств для бизнес-партнеров, для СМИ и сотрудников фирмы. В этом году мероприятие для партнеров и клиентов проходило в ресторане «Гранд-Опера». Для представителей СМИ был организован костюмированный бал. Чтобы задать тон вечеринке, организаторы даже не пожалели денег на профессиональных артистов оперы и балета.

В промышленных компаниях программа празднования Нового года часто создается в соответствии с советскими традициями. К примеру, на металлургическом комбинате «Носта-ОХМК» она включает в себя встречу трудового коллектива с руководством комбината, на которой подводятся итоги года и награждаются лучшие работники. После чего проходит праздничный концерт, фейерверк, а на следующий день – спортивные соревнования. Непонятно только, куда делись обязательная зимняя рыбалка и купание в проруби.

 

Happy New Year, но не ВВП

Большинство иностранных бизнесменов разъезжаются из Москвы в новогодний период, чтобы встретить праздники дома, однако полностью игнорировать российские традиции они не могут. Представительства иностранных компаний обычно устраивают New Year parties для своих сотрудников во второй декаде декабря, после чего шефы-иностранцы отбывают на родину. При этом масштаб празднований в основном определяется финансовым положением компании. По словам представителя пресс-службы Ford Motor Russia Оксаны Хартонюк, европейское подразделение Ford (в которое входит Россия) давно отказалось от финансирования любых корпоративных праздников, в том числе новогодних. Это решение было принято в рамках программы сокращения издержек – вот уже десять лет европейское подразделение компании остается убыточным. По тем же причинам не будет у сотрудников российской Ford и новогодних подарков. По словам Оксаны Хартонюк, используемая в Ford система заработной платы не предусматривает выплаты 13-й зарплаты или других финансовых бонусов.

У московской «дочки» Citibank финансовых проблем, судя по размаху новогодних мероприятий, нет. Обычно для сотрудников КБ «Ситибанк» устраивается корпоративная вечеринка в одном из ресторанов или ночных клубов. В прошлом году это, например, была «Метелица», что, по оценкам специалистов, обошлось не меньше чем в $50 000. Плюс выплачивается тринадцатая зарплата, а в январе – бонусы по итогам работы за год. Последний пункт, правда, касается лишь менеджеров среднего уровня. Остальные сотрудники банка имеют возможность получить инновационную премию (Quality Award) за предложения, улучшающие качество работы или услуг банка. Итоги инновационного конкурса также подводятся в январе.

Попытки хоть как-то использовать новогодние праздники для достижения деловых целей более чем оправданны, особенно в России, где в последние годы зимний праздничный марафон - «от Рождества до Рождества» - стал настоящим бедствием для экономики. Ведь по подсчетам Госкомстата, в январе ВВП страны регулярно падает до минимальных отметок 60 – 65% от среднегодового. Еще хуже ситуация с налогами – тут недобор иногда составляет до 80%. Остается надеяться, что весь оставшийся год отдохнувшие сотрудники отработают на 100%.