"С южных гор до северных морей"
НА СОВМЕСТНОЙ коллегии МПС и Минтранса 18 мая было решено создать крупную национальную компанию-перевозчика. Если проект будет реализован, новая структура получит в свое распоряжение транспортные ресурсы обоих министерств.
Сегодня международные транспортные потоки зачастую идут в обход России - через страны СНГ, Балтии, Финляндию... Из-за недостаточных пропускных способностей ряда портов более 40 млн т российских грузов проходят через порты других государств. В то же время возможности морских портов Северо-Западного и Дальневосточного бассейнов используются на 60 - 80%. "Железные дороги России имеют достаточно развитую инфраструктуру, чтобы выполнить все заявки на перевозки внешнеторговых грузов на всех направлениях", - утверждает заместитель министра путей сообщения Александр Мишарин. Проблема в том, что транспортные структуры обоих ведомств до последнего времени были плохо скоординированы. В результате в стране не было интегрированной системы транспортировки грузов.
Решение этой проблемы МПС и Минтранс начали с тарифного регулирования. Так, Министерство транспорта снизило тарифы на услуги некоторых морских портов - санкт-петербургского, новороссийского и других, что позволило привлечь к портам дополнительные объемы грузов. Только за счет дифференцирования тарифов и распределения грузопотоков министерствам удалось в 1999 году увеличить объем грузопотоков через морские порты России на 30%. Значительно выросли и объемы железнодорожных экспортно-импортных перевозок - с 63 млн т в 1998 году до 84 млн тонн в 1999-м.
Создание совместной структуры позволит увязать транспортные схемы обоих министерств и благодаря этому предоставлять полный цикл услуг по транспортировке при минимальной себестоимости. Александр Мишарин считает, что это позволит привлечь к перевозкам по российским железным дорогам дополнительные экспортно-импортные грузы.