Top.Mail.Ru
архив

Сафиномания

С точки зрения телевизионных рекламодателей Марат Сафин очень вовремя выиграл престижный теннисный турнир US Open. Отечественная телеаудитория получила нового кумира и ждет от него подвига в Сиднее - а компаниям, разместившим рекламу в теннисные репортажи, только того и нужно.

Теннис стал наиболее успешной в коммерческом отношении отраслью отечественного спортивного бизнеса. Виртуальная фирма "Российский теннис" - небольшое, но высокоэффективное дело с годовым оборотом не меньше $20 млн. Эта "компания" работает на экспорт и создает международные торговые марки. За несколько лет раскручены три брэнда: сначала "Евгений Кафельников", потом "Анна Курникова", а теперь и "Марат Сафин". На подходе новые имена: Елена Лиховцева, Елена Дементьева и совсем юная Лина Красноруцкая.

По масштабу этого бизнеса Россия сильно уступает США, Испании и Австралии, ежегодно кующим по несколько громких теннисных имен. Зато по рентабельности российские теннисные звезды в числе первых.

Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить две сводки мировых теннисных федераций ATP и WTA. Неделю назад Марат Сафин, еще не став первой ракеткой мира, первенствовал по полученным с начала года премиальным за участие в теннисных турнирах - $2,1 млн. Евгений Кафельников, опустившись на девятое место в мировом рейтинге, остался пятым по доходам - $1,2 млн. В последние два-три года он неизменно пребывает в числе первых в финансовом рейтинге независимо от достигнутых спортивных результатов. Эти цифры отнюдь не отражают всех заработков спортсменов, которые на рекламе обычно зарабатывают в несколько раз больше, чем непосредственно на турнирах. Но тенденция понятна.

Анна Курникова вообще почти никогда не входила в первую десятку лучших теннисисток-женщин. Зато по заработкам уступает только сильнейшей в мире швейцарке Мартине Хингис. Несколько месяцев назад Forbes подсчитал, что Хингис заработала за 1999 год $12 млн, а Курникова - $11 млн. Раньше такие деньги были доступны только мужчинам (мировой рекорд Андре Агасси - $20 млн в год).

Остальные девушки-теннисистки недовольны: мы, дескать, гробим здоровье на корте, а длиннокосая Анна пробивает свои миллионы грудью. Этот ропот сродни вечным жалобам наших кондитеров, сетующих на то, что отечественный шоколад лучше, а потребители почему-то покупают Snickers. Таковы уж реалии современного бизнеса: грамотный маркетинг важнее качества продукта (или - в данном случае - уровня игры спортсмена).

Русские теннисные брэнды куются с участием иностранного бизнеса - Анна Курникова и Марат Сафин провели отрочество и юность в теннисных школах соответственно США и Испании. Основные доходы звезды и их менеджеры получают также за рубежом. Российский теннисный бизнес демонстрирует достижения, о которых многие только мечтают: привлечение иностранных инвестиций, западные рынки сбыта.

Нашим налоговикам такое положение вещей не дает спать спокойно. На прошлой неделе глава Госналогслужбы Геннадий Букаев пообещал обложить налогом $800 тыс., заработанных Маратом Сафиным за победу в US Open. Однако правда заключается в том, что эти намерения неосуществимы. Новая теннисная звезда, хоть и выступает на Олимпиаде за Россию, давно является налоговым резидентом Монако.

Еще по теме